Тренинг для учителей «Конфликты и пути их решения». Составила: Базга О.М. Педагог – психолог г.Радужный, МБОУ СОШ 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составила: Педагог-психолог ГБОУ СОШ511 Шахова Е.С.
Advertisements

Формы и стратегии решения и завершения конфликта. Просветительская и профилактическая работа с педагогами. Педагог-психолог Назарчук Н.П. МБДОУ «ДС 29.
Техника «Я-высказывание». «Я»-высказывания и «Ты»- высказывания « Ты никогда меня не слушаешь !» « Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно,
ПАРФЕНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 2012 Тренинг «Эффективное общение» для учащихся.
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
Педагогические конфликты: причины и пути разрешения.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Г. « Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт.
Конфликты с детьми- неизбежность или… Родительское собрание.
Конфликты: Преодоление Преодоление Сущность СущностьПетрозаводск
Тренинг « Пути решения конфликта » « Пути решения конфликта »
Н ә би Аида. Типы конфликтов : внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов 1.По сферам проявления: экономические,
КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ. КОНФЛИКТ - столкновение двух или нескольких равных по силе разнонаправленных сторон Конфликт – это несогласие между двумя или более.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Учимся предотвращать и разрешать конфликты Ситуативный практикум.
Профилактика конфликтных ситуаций ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КЕМАЙКИНА Т.Н. – К.П.Н., ДОЦЕНТ.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Тема: Агрессия Психологическое занятие для учащихся 4 класса Тема: Агрессия Составила: Базга О.М. Педагог – психолог г.Радужный, МБОУ СОШ 6.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Активная работа на занятии каждого участника. Внимательность к говорящему. Доверие друг к другу. Недопустимость насмешек. Не выносить обсуждение за пределы.
Транксрипт:

Тренинг для учителей «Конфликты и пути их решения». Составила: Базга О.М. Педагог – психолог г.Радужный, МБОУ СОШ 6

Один философ сказал:..тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г. Дарендорф)

Игра – приветствие Цель: включение в работу.

Знакомство с целями и правилами тренинга: Целью тренинга является: осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов; освоение методов поиска решений в конфликте; использование конфликтной ситуации для личного роста; овладение приемами общения в конфликте; освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении. Правила работы в группе: искренность в общении; принцип активности; каждый участник говорит за себя, от своего имени; прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга; общение между всеми участниками и ведущим по: И.О. - вы, И.О - ты, И. - вы, И. - ты.

Упражнение «Руки» Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правую ладонь на левую.

Упражнение «На мостике». Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Упражнение «Толкалки» Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки, оперитесь ладонями на ладони партнёра. Задача: сдвинуть своего противника с места.

Упражнение «Я свой» Задача ведущего - доказать, что он свой, и попасть внутрь круга. Ведущий может использовать разные способы: 1.Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков; 2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.

«Пути решения конфликтов»: Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: Почему данный человек поступил так, а не иначе. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом. Не злоупотреблять официальной властью. Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться). Уметь учитывать интересы друг друга. Воспринимать критику своих коллег. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу. Дисциплинированность в работе. Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Во время конфликтной ситуации можно использовать два вида утверждений: 1. «Я-утверждение» - один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации. 2. «Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей.

Упражнение «Другими словами» Высказывания: «Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»); «Ты не должна была ходить на ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»); «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»); «Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»); «Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»); «Меня заставили». («Я не сумела отказаться»); «Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»); «Он меня унизил». («Мне было неприятно»); «Прекрати меня злить!» («Я начинаю злиться»); «Ты должна мне дать программу, книгу» («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).

Упражнение «Айм Сори» Задача игроков: по определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «сори, извините пожалуйста, простите, сожалею о случившимся» или на любом другом языке в любой другой форме. И т..д. (фразы : «Ах, что вы. Это я вас задела» «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну, что вы, какой пустяк, это вы меня простите» -в данном случае неприемлемы)

Упражнение «Согласие» Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем пары меняются местами. 1. «Ты совсем с ума сошла!» - «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»; 2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать»; 3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника»; 4. «На нашей работе по – настоящему работаю только я!» - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу».

Упражнение «Стулья и их тяжелая судьба» Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому. Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций: 1.Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут. 2.Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут. 3.Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут. Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» Инструкция: разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу даётся 10 минут.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей... Конфликт - состояние, которое возникает, когда стороны имеют несовместимые стремления Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.

Конфликты бывают: - межличностные - между личностью и группой - внутри группы - межнациональные - межгосударственные Стадии конфликта: - Рост напряженности в отношениях - Открытое противоборство - Решение конфликта - Завершение открытого противоборства Межличностные конфликты. Они могут протекать в форме: - соперничества - старание к доминированию - спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем - дискуссии - обсуждение спорного вопроса

Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты: Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта); Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения; Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное; Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации; Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Деконструктивные конфликты: Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям; Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат; Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений; Представление о победителях или побежденных как о врагах; Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Рефлексия: Что было полезно, интересно для вас? Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива? Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

Притча «Солнце и ветер». Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Литература: Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008; Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007; Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007; Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004; Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010; Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007; Источник шаблона презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ 11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: Интернет-ресурсы. vector.html