Урок русского языка в 7 классе Развитие речи Учитель Дидковская Н.Е. МОУ СОШ 4 г.Миллерово Ростовская обл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История о двух друзьях, идущих по пустыне.. В один момент они поспорили и один из них, дал пощёчину другому. П оследний, чувствуя боль, но ничего не говоря,
Advertisements

М.Ю.Лермонтов «Тучи»
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814Г. – 1841Г.) ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР,6Б КЛАСС Стихотворение «Тучи»
Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Что такое Дружба??? Дружба – это близкие отношения двух и более людей, которые основываются на взаимном доверии и общих интересах. Шопенгауэр был более.
Сокровища волшебной шкатулки. - Что такое местоимение? - Какие разряды местоимений вы знаете? -Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных.
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Всегда ли дружба дороже всего?. Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Притча «Обиды и радости» Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал.
Сентябрь 2012 Юлий Цезарь сказал: «Знание это сила». А День знаний это волнующий праздник для всех, а не только учащихся школ. Каждый человек наверняка.
Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом учебного года!
Что такое имя прилагательное? Ответ: имя прилагательное это – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Преобразующая роль суффикса. Бурцева Наталья Владимировна. ГБОУ школа 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Психологический КВН Дружба Дружба в юношеском возрасте.
Проблема: у меня иногда бывают такие дни, когда со мной никто не хочет играть и я тогда начинаю плакать. Я спросила у Марины Ивановны: «Почему такое бывает?»
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте !
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Транксрипт:

Урок русского языка в 7 классе Развитие речи Учитель Дидковская Н.Е. МОУ СОШ 4 г.Миллерово Ростовская обл.

Тема урока: Рассуждение- размышление

Цели урока: 1.Освоить новое понятие. 2.Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения- размышления 3.Учиться размышлять, создавать собственные речевые высказывания (устные и письменные).

(1) Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ. (2) Мышление – сложный процесс, который можно сравнить с выращиванием цветка. (3) Семечко посадил, полил, оно проклюнулось, из земли показался росточек, затем листик, потом другой, много листьев и, наконец, цветок, красивый, яркий, благоухающий. (4)Так и Мысль: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове. (5) Думать – самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно – сложнейшая задача.(6) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст, этот удивительный цветок наших мыслей. (7) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать.

О чем говорится В тесте На какие вопросы даются ответы Каково строение текста Приёмы Языковые средства Заполните таблицу, используя текст и необходимые сведения Объяснятся, что такое мышление. Доказывает ся, что грамотно научиться излагать мысли можно. Почему мышление – процесс Почему цель достижима Тезис (2) Тезис (5) Аргументы 6 Вывод 7 Решение задач: суждение1 + суждение 2 = Логические приемы: сравнение противопоставление Ссылка на авторитетное мнение это можно сравнить затем потом наконец по утвер- ждению а но потому что

Рассуждение Рассуждение - доказательство Рассуждение - объяснение Рассуждение - размышление

В.М. Васнецов. «Витязь на распутье» г. Исторический музей. Санкт-Петербург

Крамской И.Н. «Христос в пустыне» г. Третьяковская галерея. Москва.

Рафаэль С. «Сон рыцаря» Национальная галерея. Лондон.

Шарден Ж.Б. «Мальчик с волчком» Лувр. Париж.

ВЫБОР … ПОСТУПОК РАЗМЫШЛЕНИЕ сознательныйориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенст- вование Самостоятельный анализ жизненных явлений, ситуаций, опыта, выработка правильного решения

А.Дементьев Л.Измайлов М. Лермонтов А. Пушкин

Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, На каменьях под копытом, На горе под колесом, Иль во рву, водой размытом, Под разобранным мостом. Долго ль мне в тоске голодной Пост невольный соблюдать И телятиной холодной Трюфли Яра поминать? А.С.Пушкин То ли дело быть на месте, По Мясницкой разъезжать, О деревне, о невесте На досуге помышлять!

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. М.Ю.Лермонтов

Душа бывает как туман, Бывает – как рассвет В тумане прячется обман В рассвете – только свет А что таит твоя душа? Туман или рассвет? И с чем душа твоя пришла Ты знаешь или нет? Пусть будет жизнь к тебе добра Научит добрым быть. Когда же явится пора Тебе долги платить. Себя не сдерживай тогда Долги сполна плати И за минувшие года, – И те, что впереди. Тогда развеется туман В грядущем и в былом Ведь нам недаром выбор дан Между добром и злом. А.Дементьев

Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? … Дружба это если друг твой болен И не может в школу приходить, Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить. … Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Л. Измайлов

Вопросно-ответная форма Цепь вопросов- раздумий Альтернативные вопросы (или) Слова со значением следствия, вывода Противительные союзы Слова да нет значит, потому что, следовательно, поэтому а но да (=но) однако

. «Изучите обряд чайной церемонии», – сказал Учитель и дал ученикам свиток с его описанием. Они погрузились в чтение и скоро все выучили. Учитель спросил о том, что они прочли. - «Белый журавль моет голову» – это значит «прополощи чайник кипятком», – с гордостью сказал первый ученик. -«Бодхисаттва входит во дворец» – это значит «положи чай в чайник», – добавил второй. Так ученики один за другим рассказали все подробности чайной церемонии. Только последний ничего не сказал. Он заварил чай, «напиток богов», по всем правилам и напоил Учителя. - Твой рассказ был лучшим, – похвалил тот последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ». - Учитель, но он вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. - Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил Учитель. Учитесь не говорить, а делать.

Однажды ученики пришли к мудр е цу и задали вопрос: Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые трудно и остаются непрочны в нем? Мудрец спросил их: Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое прорастет, даст больной росток и худой плод, ответили они. Так поступают люди, продолжил мудрец, вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые ростки, они выставляют их напоказ и губят. А свои недостатки, чтобы их не увидели другие, прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры. Ученики возблагодарили за поучение и удалились в размышлении. вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и губят. А свои недостатки, чтобы их не увидели другие, прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

. Жили-были два друга. Однажды они поспорили, и один дал пощечину другому. Чувствуя боль, тот молча написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину». Продолжая путь, они нашли озеро, в котором решили искупаться. Получивший пощечину едва не утонул. Но друг его спас. Придя в себя, он написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Тогда другой спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: Когда нас обижают, мы должны написать обиду на песке, чтобы ветры могли стереть ее. Но когда нам делают что-то хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть надпись из нашей памяти. Научитесь писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Когда нас обижают, мы должны написать обиду на песке, чтобы ветры могли стереть ее. Но когда нам делают что-то хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть надпись из нашей памяти. Научитесь писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Рассуждение имеет разновидности ________ __________________________________ Рассуждение - размышление – это ________ __________________________________ Главные вопросы размышления __________ __________________________________ В тексте активно используются ________ _________________________________

Мудрые мысли Все наше достоинство заключено в мысли. (Б. Паскаль) Мысли – это крылья души (П. Буаст) Мыслить – постигать смысл (Д.Дин) Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное. Рассуждение - это руль, который ведет человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути. Рассуждение помогает действовать правильно. Человек, умеющий размышлять, - ювелир в духовных делах. (Иоанн Лествичник)

1.« О дружбе и друзьях» 2.«Легко ли быть учеником?» 3.«Свободное время - для чего оно?» 4.«Хочу» и «надо» Темы для размышлений :

Ссылки Иллюстрации: Ручка prodir-model-ds5-tpp-oranzhevayahttp:// prodir-model-ds5-tpp-oranzhevaya Рисунки к притчам Человек думает blogs.mail.rublogs.mail.ru Выбор Мальчик думает «Витязь на распутье» Крамской «Христос в пустыне». «Мальчик с волчком» Шарден Шарден «Мальчик с волчком» painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/7/p19_imageid/27http:// painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/7/p19_imageid/27 ТТучи Подростки Дружба Кибитка Пушкин Дементьев