слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
1) А ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ ПО СМЕЖНОСТИ Б НЕПОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ СИЛЫ, РАЗМЕРА, ЗНАЧЕНИЯ. В УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА ДВУХ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
2011 г. Работу выполнила педагог дополнительного образования Аматокова О.А. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» МОУ ДОД«Дом детского творчества»
Тропы Выполнила:Курбатова Е Группа 102 фл. Троп – использование слов и выражений в переносном значении.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО- СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ Готовимся к ЕГЭ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Изобразительно-художественные средства речи Презентация урока литературы в 8 классе Учитель литературы Афанасьева Л.И.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Транксрипт:

слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа

художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ( А. С. Пушкин ) Золото, золото сердце народное. ( Н. А. Некрасов )

Метафора это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Одно из самых ярких средств выразительности ; действенный и экономный способ выражения образной мысли. Утро года ( А. С. Пушкин ) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. ( М. Горький ) 1) простая 2) развернутая 3) лексическая Стальное перо ; стрелка часов ; лист бумаги

перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Связь может быть: 1) между предметом и материалом Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 2) между содержимым и содержащим 3) между действием и орудием 4) между автором и произведением 5) между местом и людьми Я три тарелки съел. (И.А.Крылов) Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин) Город шумел. ( Ю. Олеша )

это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого. Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков) Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий) Придают тексту образность, эмоциональность, делают отвлеченные понятия « зримыми » и конкретными, являются средством характеристики предмета. лица.

наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.) Ночевала тучка золотая на груди утеса - великана. ( М. Ю. Лермонтов ) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. ( С. А. Есенин ) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

ГиперболаЛитота образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов) Мальчик-с-пальчик В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Являются средством идейно - эмоциональной оценки предмета речи.

описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. Так, А. С. Пушкин вместо слова « осень » пишет: Унылая пора, очей очарованье. Лермонтов в стихотворении « На смерть поэта » называет Пушкина « невольник чести », раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему. Способствуют выразительности языка; являются средством связи предложений в тексте. являются средством выражения авторской позиции.

вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой ( отношение ) скрывается насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова ? ( И. Крылов ) В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.

особые стилистико - синтаксические конструкции, придающие выразительность речи

АНАФОРА ЭПИФОРА повторение слов или фраз в начале смежных высказываний Жди меня, и я вернусь. Только очень жди … Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. ( К. Симонов ) повторение слов или фраз в конце смежных высказываний Не станет нас ! А миру хоть бы что, Исчезнет след ! А миру хоть бы что. ( Омар Хайям )

резкое противопоставление понятий, мыслей, образов 1) Я царь – я раб, я червь – я бог ! ( Г. Державин.) 2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. Белую работу делает белый, черную работу – черный. ( В. В. Маяковский )

стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей ( нисходящей ) значимости Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. ( Л. Н. Толстой )

стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. ( М. Лермонтов.) Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.

стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого - либо нового понятия, представления 1) И невозможное возможно, Дорога долгая легка. ( А. Блок.) 2) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. ( М. Волошин.)

расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный ( прямой ) порядок слов, с целью усилить выразительность речи Вышел месяц ночью тёмной …

Аллитерация один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам однородных согласных звуков Гой ты, Русь моя родная, [ р с р ] Хаты – в ризах образа … [ р з р з ] Не видать конца и края [ ц, р ] Только синь сосет глаза. [ с с с з ] ( С. Есенин.)

одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. [ у у у у ] ( Н. А. Некрасов.)

употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета Например : шорох, цоконье, бренчанье, тиканье, чириканье и т. д. Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. ( К. Бальмонт )