Краткость – сестра таланта или Путешествие в страну Фразеологизмов Выполнили: ученицы 9а класса Курбатова Кристина, Трегубова Ирина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Удивительный мир фразеологизмов. Мы сегодня не будем переливать из пустого в порожнее, а будем работать не покладая рук. И среди вас не будет ни одного,
Advertisements

МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа Внеклассный урок- исследования по русскому языку « Использование фразеологизмов». Программа «Школа 2100»
Фразеологизмы Учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» Ларина Ирина Георгиевна Голодяева Ольга Владимировна.
Страна Фразеология Проект учеников 6А класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области.
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Страна Фразеология. Проблема Украшают ли фразеологизмы нашу речь? Нужны ли они? Когда их уместно употреблять?
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи современных школьников. Выполнили работу: ученица 5 класса Ветрова Екатерина,
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Почему фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями? Работу выполнила ученица 4 «В» класса гимназии 13 г. Красноярска Линник Марина.
Выполнила: Семенушкина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Автор: Семенушкина Евгения Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 Г. Тюмени Фонетика, грамматика, правописание 4 класс.
Грамматическое строение фразеологизмов Работа Юркиной Ксении, ученицы 9 класса МОУ «Арабкаевская основная общеобразовательная школа»
А ) По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять. Б ) От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы. В ) Так говорят.
Транксрипт:

Краткость – сестра таланта или Путешествие в страну Фразеологизмов Выполнили: ученицы 9а класса Курбатова Кристина, Трегубова Ирина

Основополагающий вопрос Нужны ли фразеологизмы в современной речи?

Гипотеза Школьники не используют в своей речи фразеологические обороты, потому что не знают их значений и область, где их можно применять. Мы утверждаем, что использование фразеологизмов в речи, делает её краткой, выразительной, эмоциональной.

Цели и задачи Найти в словарях сведения о фразеологизмах Познакомиться с историей некоторых фразеологизмов Выяснить, знают ли дети и взрослые значения фразеологизмов, часто употребляемых в речи Сравнить тексты с фразеологизмами и без них

Что такое фразеологизм? Фразеологизм- Фразеологизм- устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его слов.(Большой Энциклопедический словарь) Фразеологизм- Фразеологизм- устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому.(Словарь Ожегова) !!!Пример!!! Дать сдачи «Дать сдачи» (ответить ударом на удар) Ворон считать «Ворон считать» (не уделять внимание чему-то) Вставлять палки в колёса «Вставлять палки в колёса» (мешать чему-либо или кому-либо) «Считать ворон»

Давайте сравним!!! Обрадовались думали любят сыр Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще дедушка Крылов писал! нашли Сейчас незаметно Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут! Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Не помня себяот радости совет держать известные любительницы Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не на шли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал! нюхом почуяли находку Того и глядисредь бела Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Посмотрите, как изменился текст при помощи фразеологизмов.

Давайте сравним!!! Вдруг пока сороки спорили чтобы ее не поймали Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. догадались обо всем Так и надо отвлекаться Когда сороки догадались обо всем, лиса уже была далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить! Откуда ни возьмись под шумоккак ни в чем не бывало подальше от греха Откуда ни возьмись - лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились ее уже и след простыл поделом ворон считать! Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам! Не надо было ворон считать! Посмотрите, как изменился текст при помощи фразеологизмов.

Немного истории! тянуть канитель В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому о том, что делается долго, стали говорить «тянуть канитель». «Тянуть канитель»

Немного истории! на лбу написано заклеймить позоромпрожженный преступник Если про человека говорят, что у него «на лбу написано», то обычно подразумевается, что ничего хорошего написано там быть не может. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были». Отсюда же ведут происхождение выражения: «заклеймить позором» и «прожженный преступник». «На лбу написано»

Немного истории! гол как сокол Выражение «гол как сокол» часто вызывает недоумение у наших современников. В самом деле: почему сокол, в отличие от, скажем, орла или коршуна, голый? Что за пролетарий в мире пернатых? На самом деле сокол в данном случае – это гладкое дубовое бревно, использовавшееся в качестве стенобитного орудия, тарана. «Гол как сокол!»

Немного истории! Жить богато, роскошно, не стесняясь в средствах. Это выражение связано с тем, что в XIV столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута (45 см), башмак барона - в два фута (60 см), а башмак князя - в два с половиной фута (75 см). По башмаку можно было узнать самого знатного. «Жить на широкую ногу»

Мониторинг 1. Знаете ли вы значение фразеологизмов: «тянуть канитель» «на лбу написано» «гол как сокол» «жить на широкую ногу»? Вывод: Вывод: Нами было опрошено 100 взрослых ( родителей и учителей) и 100 детей (учеников 3-9 классов). В основном, все взрослые знают значение предложенных фразеологизмов, а больше половины детей - нет. Затруднение у всех вызвал фразеологизм «тянуть канитель».

Мониторинг 2. Часто ли вы их используете в речи? Вывод: Вывод: Только 10 детей и 60 взрослых часто используют фразеологизмы в речи.

Мониторинг 3. Считаете ли вы, что использование их в речи делает её краткой, образной, выразительной, эмоциональной? 1 - Да 2 – Нет Вывод: Вывод: Половина опрошенных детей и более половины взрослых считают, что использование фразеологизмов в речи делает её краткой, образной, выразительной, эмоциональной.

Викторина «Страна Фразеология»! Команда 1 Золотое кольцо, золотые руки Медвежья услуга, медвежья берлога. Мастер на все ______. Сидеть сложа _______. Команда 2 Волчий хвост, волчий аппетит Горькая микстура, горькая правда Сказка про бычка. Доводить до каления. 1)Какое из двух сочетаний является фразеологизмом и почему? 2)В данных фразеологизмах не хватает одного и того же слова. Какого? 3)Догадайся по картинкам, какие фразеологизмы подходят для предложений. Здесь мы чувствовали себя __________. В этом деле мы _______. Ответы! Ответы!

Викторина «Страна Фразеология»! Команда 1 Не цветы, а вянут. Его вешают, приходя в уныние. Войти в роль. Завестись с полуоборота. Наломать дров. Команда 2 Его разевают зеваки. Он в голове у несерьёзного человека. В час по чайной ложке. На живую нитку. Ломать голову. На загадку дай отгадку. От людей каких специальностей пришли к нам в речь эти фразеологизмы? Объясните, что означают эти фразеологизмы. Ответы! Ответы!

Викторина «Страна Фразеология»! 1) Крутиться как белка в колесе. 2) Брать быка за рога. 3) ________ 4) ________ 5) ________ 6) ________ 7) ________ 8) ________ 9) ________ 10) _______ Какая из команд угадает больше фразеологизмов, та получает дополнительный балл.* *Если команды угадают одинаковое количество фразеологизмов, дополнительный балл присуждается обеим командам. Ответы! Ответы!

Ответы! Команда 1 1)а)Золотые руки; б)Медвежья услуга 2).... руки. 3).... сели в лужу. 4)а)Уши; б)Нос 5)А)Актер; б)Шофер 6)Сделать такое деяние или действие последствия,которого достаточно трудно исправить. Команда 2 1)а)Волчий аппетит; б)Горькая правда 2).... белого. 3).... не в своей тарелке. 4)а)Рот; б)Ветер 5)а)Аптекарь; б)Портной 6)Долго думать над каким-либо заданием, работой. И заниматься прочей умственной работой. 7)3. Водить за нос. 4. Как кошка с собакой. 5. Тяжелый как слон. 6. Как с гуся вода. 7. Как селёдка в бочке. 8. Подложить свинью. 9. Кот наплакал. 10. Медведь на ухо наступил.

Вывод! Исходя из исследований мы пришли к выводу, что наша гипотеза оказалась верна. Исходя из исследований мы пришли к выводу, что наша гипотеза оказалась верна. Фразеологизмы нужны в современной речи, т.к они делают ее : Фразеологизмы нужны в современной речи, т.к они делают ее : - образной - выразительной - эмоциональной - краткой - краткой Фразеологизмы - это неотъемлемая часть русского языка. Фразеологизмы - это неотъемлемая часть русского языка.

Список ресурсов Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово: кн. Для внеклассного чтения (8-10 кл.)/ Э.А.Вартаньян. – 3-е изд., испр.[Текст] – М.:Просвещение, – 208 с.: ил. – (Мир знаний.) Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/В.П.Жуков.[Текст] – М., Энциклопедический словарь юного филолога [Текст] – М., Ожегов, С.И Словарь русского языка. [Текст]: М., 2006.

Об авторах Трегубова Ирина Увлекается театром, рисует, хочет стать психологом. Курбатова Кристина Увлекается бисероплетением, в свободное время любит вышивать крестиком.

Содержание Тема Основополагающий вопрос Гипотеза Цели и задачи Что такое фразеологизм? Сравнение текстов Из истории фразеологизмов Результаты анкетирования детей и взрослых Вывод Список ресурсов Об авторах