Представленный материал спроектирован с использованием технологии графических образов, разработанной Атаманской Мариной Сергеевной, к.п.н., доцентом кафедры математики и естественных дисциплин ИПК и ПРО
Реальный эксперимент Виртуальный эксперимент Мысленный эксперимент
Современный урок должен быть построен по принципу сближения научного метода познания и моделей, удобных ученику
Современного ученика нужно научить научному поиску личностно-значимой информации, осмысливать ее, в этом случае знание будет осознанным
Демонстрация Отображение эксперимента способом, удобным ученикам Конструирование графического образа явления Абстрагирование (правило левой руки) Выявление картины затруднений
Пронаблюдать Отразить в удобной ученику форме S N
Если заменить железную трубочку медной, она будет двигаться? Проверим на опыте? Когда физическое тело может прийти в движение? Можно ли считать движение трубочки доказательством ее взаимодействия с магнитом?
N S S N
ток S N Медь, железо, цинк … S N
Рисунок упрощаем, чтобы в дальнейшем связать направление тока в проводнике, направление магнитных линий магнита и движение палочки S N
S N S N F Трудно – осмыслить абстрактное правило левой руки, связывающего три элемента реального опыта
Одновременное использование реального и компьютерного эксперимента, обогащение личностного опыта ученика, выраженное в «графическом», проявляет самостоятельному открытию учеником физического смысла явления
В какую сторону покатится проводник? Граф. образ 1.* В однородном магнитном поле с индукцией 1 Тл находится прямой провод длиной 20 см, концы которого замкнуты вне поля. Сопротивление всей цепи 0,1 Ом. Найти силу, которую нужно приложить к проводу, чтобы перемещать его перпендикулярно линиям индукции со скоростью 25 м/с 2.* По двум направляющим параллельным проводам, расстояние между которыми 15 см, движется с постоянной скоростью 0,6 м/с перемычка перпендикулярно магнитному полю с индукцией 1 Тл. В замкнутую цепь включен резистор сопротивлением 2 Ом. Определить количество теплоты, выделенной в резисторе в течение 2 с. 3.* На горизонтальных рельсах, находящихся в вертикальном магнитном поле, лежит стальной брусок, перпендикулярный рельсам. Расстояние между рельсами 15 см. Масса бруска 300 г, коэффициент трения между бруском и рельсами 0,2. Чтобы брусок сдвинулся с места по нему необходимо пропустить ток силой 40 А.Найти индукцию магнитного поля
S N S N FАF Результат работы первой группы- конструирование графического образа условия задачи
S N Q S N Вторая группа изменяет образ в соответствии с условием новой задачи:
S N FАFтр Продуктом деятельности третьей группы является графический образ, в ходе работы над которым, ребята понимают, что мешать движению металлического бруска под действием силы Ампера будет сила трения, брусок начнет движение при равенстве сил Ампера и трения.