ПОДГОТОВКА И АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ БУРДЕЙНАЯ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОУ СОШ 35
Основная идея подготовки детей к школе заключается в том,что ребенок попадает в специально развивающее пространство и работает в нем, сотрудничая с учителями и другими детьми.
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению, - создание системы непрерывного обучения, - формирование психологической готовности к школе.
- позитивного отношения к себе и к окружающему миру, - п ознавательной и социальной мотивации, - и нициативности, - с амостоятельности.
- необходимых двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; - познавательных способностей; - образного мышления и воображения; - словесно- логического мышления; - умения общаться со сверстниками и взрослыми; - необходимого уровня монологической и диалогической речи; - целостных представлений о мире.
- любовь и уважение к родителям, - интерес к изучению окружающей пр ир оды, - наблюдательность, - доброжелательное отношение к окружающим, - желание помогать другим.
- чувство уверенности в своих силах, - чувство собственного достоинства.
Готовность ребенка оценивается в процессе собеседования со специалистом (педагогом или психологом). Обследование включает ряд заданий и вопросов, соответствующих возрастным особенностям ребенка 6-7 лет. Готовность к школе оценивается, как правило, по следующим основным блокам: - умение ориентироваться в окружающем мире, - развитие (сформированность) психических функций, - развитие речи, - крупной и мелкой моторики, - сформированности мотивации к обучению, - положительное эмоциональное отношение к школе.
- слушать друг друга и воспитателя; - выделять главное из услышанного; - говорить последовательно, дополнять чужой ответ; - отвечать на вопросы по обсуждаемой проблеме; - задавать собственные вопросы, удерживая во внимании обсуждаемый аспект.
- соблюдать очерёдность в игре, - выступать в роли ведущего, - уступать и подчиняться, - договариваться, - мириться, - выполнять свою часть работы, - согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Ребёнок должен научиться следовать - образцу, - инструкции, - правилу, - плану.
- любознательность, - наблюдательность, - инициативность, - самостоятельность.
- индивидуальная, - коллективная, - групповая.
- в дошкольных образовательных учреждениях различного вида; - в группах дошкольного образования при ГОУ; - в группах дошкольного образования в системе учреждений дополнительного образования детей.
Математика Русский язык Литературное чтение Развитие речи Окружающий мир Трудовое обучение (технология) Музыка Физическая культура Изобразительное искусство
ЗНАНИЯ,УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ.
- счёт до 10 и в обратном порядке; - решение задач на нахождение суммы; - знание геометрических фигур; - умение ориентироваться в пространстве ( находить верхние и нижние углы фигуры, правый и левый край тетради, изображать геометрические фигуры и цифры, иcпользуя разлиновку тетради); - сравнение предметов по форме, величине, длине, ширине, высоте; - умение определять : где предметов больше, где меньше, где их поровну; - умение делить группы предметов на равные (неравные) части.
- знакомство с разлиновкой тетради, - правила работы в прописях, - написание элементов букв.
- выполнение штриховок в разных направлениях; - закрашивание мелких частей рисунка разными цветами; - конструирование, складывание пазлов, букв из пластилина, складывание фигур из бумаги (оригами), - изготовление рваных аппликаций.
Важно - не учить ребёнка писать письменные буквы, а подготовить его к возможности графически изображать звуковую структуру слова значками- буквами.
- знакомство с понятием речь, предложение, слово, слог, гласный и согласный звуки; - составление слогов, слов, предложений, текста; - умение пересказать текст; - умение ответить на вопросы по содержанию текста и выразить своё отношение к происходящему.
Для дошкольника умение читать - необязательное условие
- представления об общечеловеческих и национальных ценностях - любовь и уважение к близким, малой родине, Отечеству; - толерантность- уважение к миру ценностей людей,принадлежащих к другой культурной традиции; - нравственное чувство- сопереживание и сострадание другим людям и всему живому, ответственность за свои слова и поступки.
- строить предложения разных видов; - составлять небольшие рассказы и сказки; - находить слова с определённым звуком; - определять место звука в слове; - составлять предложения из 3-4 слов; - делить простые предложения на слова; - делить слова на слоги; - различать жанры художественной литературы; - передавать содержание текста.
- направленное внимание, - интерес к чтению, - познавательный интерес, - коммуникативные способности.
- развитие речевого слуха, - обогащение словарного запаса, - развитие чувствительности к звуковой и смысловой стороне слов, - правильное произношение звуков и слов.
- основы речевой и языковой культуры дошкольников; - предпосылки для овладения чтением и письмом;
- звуковые и звукоподражательные упражнения; - речевые и музыкально-речевые игры и задания;
- своё имя, фамилию, отчество, а также имена, отчества и фамилии своих родителей; - домашний адрес, телефон; - дату своего рождения; - название дней недели, месяцев, времён года ; - название элементарных объектов окружающей действительности.
Дети седьмого года жизни должны - обладать сведениями о предметах окружающего мира, - иметь элементарные знания о закономерностях природных явлений, - о своем месте в окружающем мире (в семье, в детском коллективе ).
- предметный окружающий мир, - природный окружающий мир, - правила безопасного поведения дома и вне дома.
- растительного и животного мира, - условиями жизни на земле.
- правилам личной гигиены, - приёмам самообслуживания, - работе с простейшими инструментами, - приёмам проведения опытов и экспериментов.
- изобразительную деятельность и ручной труд (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование); - музыкальную деятельность( пение, танцы) - театрализованную деятельность ( сюжетно-ролевая и режиссёрская игра ); - эстетическую деятельность (приобщение к изобразительному искусству и народному творчеству).
- умение организовывать своё рабочее место; - умение пользоваться ножницами, чертёжными инструментами; - умение склеивать детали изделий ; - выполнение работы по образцу; - выполнение творческих заданий.
- умение слушать музыку, - умение отвечать на вопросы, передавая своё отношение к музыкальным произведениям.
- умение взаимодействовать во время соревнований и других игр; - умение пластично двигаться; - умение воспроизводить действия по образцу; - умение контролировать своё поведение, желания и возможности.
- общие представления о своём теле; - двигательную активность; - координацию движений.
- умение пользоваться принадлежностями для рисования: карандашом, кистью красками; - умение ориентировать изображения предметов на альбомном листе; - умение воспроизводить образец, сравнивать его со своей работой, исправлять, дополнять, творчески преображать.
- по учебному плану в первом классе 20 часов в неделю, по 4 урока в день, суббота и воскресенье- выходные дни; - нагрузка увеличивается постепенно от 3-х уроков в день в 1-ой четверти до 4-х в дальнейшем; - каждый день сопровождается динамической паузой в середине дня; - продолжительность урока минут, между уроками перемена.