А. Ополовников. Г. Островский. «Русь деревянная».
Явтушенко Н., Сухоруков Б., Пыжьянов Д., Чиканчи В., Храпова Е., Пешхоева Р.
А. В. Ополовников – доктор архитектуры, крупнейший специалист по русскому деревянному зодчеству, автор многочисленных научных и популярных работ по исследованию деревянного зодчества. По проектам Ополовникова реставрировано около ста памятников, среди которых Кижский погост, Кемский собор, церковь в Кондопоге и многие другие, а также основан Музей под открытым небом в Кижах.
Григорий Семёнович Островский – кандидат искусствоведения, член Союза художников СССР, художественный критик. Его перу принадлежит ряд книг и статей, посвящённых творчеству советских художников, истории отечественного и зарубежного искусства и архитектуры.
Русь деревянная … О ней расскажет эта книга. О старой, исчезнувшей Руси, бывшей когда- то сплошь деревянной. О русской народной архитектуре, о её уникальных памятниках. В этих памятниках - частица наших предков, гордиться которой, по словам Пушкина, « не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».
Россия – страна лесная. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах по берегам рек и озёр…
Простая деревянная изба – памятник русского деревянного подлинно народного зодчества. На Севере бытует несколько типов крестьянских изб. Самый распространённый – это брус.
В северных избах кровля вынесена далеко вперёд, иногда метра на два, образуя нечто вроде защитного навеса. Что ни изба – какая- нибудь новая выдумка.
Над косящатыми, очень просто и умно сделанными оконцами мастер ставил козырьки – наличники, прикрывающие окна от дождя и снега. Во второй половине 19 века появились пышные накладные наличники.
Оно гостеприимно открывается соседям, друзьям. Это своеобразный «домашний клуб»,где по вечерам собираются старики, молодёжь, детвора. Без крылец немыслима не только частная, но и общественная жизнь деревни.
С давних времён и вплоть до 19 века на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили « по – чёрному». Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход – дымник. Уже само название « курная изба» вызывает у многих привычное, поверхностное, неверное представление о тёмной и грязной избе бедняка. Ничего подобного! Интерьер русской избы – это искусство. Это – царство дерева!
Что не изба – свой облик, свой характер. Это единство деревни и природы, с которой она сливается в единое целое и которую она подчиняет организующей силе человеческого разума и воли.
Это обычный амбар, сруб, самая простая двухэтажная клеть под широкой двускатной кровлей с галерейкой и крутой наружной лестницей. Обычно он состоит из двух соединённых клетей – большой и малой.
В стороне от деревни, на отлёте, по берегам быстрых и порожистых рек стоят водяные мельницы. А где – то рядом крохотная избушка – временное пристанище мельника. Входишь внутрь – и перед тобой открывается удивительный мир «деревянной механики».
Деревенское кладбище – «городинки», или погост, как его называют. Это примечательная страница поэмы о деревянной Руси. Это ещё одна бусинка в прекрасном ожерелье народного зодчества.
Города в древней Руси- это прежде всего крепость. Сторожевые и крепостные башни строились на Руси с древних времён и вплоть до конца19 века Они были разные…
Звонят, гудят колокола... Большие –размеренно, низко, словно иерихонские трубы; поменьше- часто, весело, с задорным перезвоном. Иногда величаво, торжественно, иногда скорбно и печально, порой призывно, тревожно, взволнованно.
Пришло время и народ, взял судьбу в свои руки. Звонят колокола, собирают православных людей на молитву. Церковь – это памятник былого, отказаться от неё – значит прервать одну из нитей, связывающих нас с родной землёй и предшествующими поколениями. Самая древняя - Лазоревская церковь.
Древнерусские церкви – это для нас прежде всего памятники искусства, памятники национальной гордости и культуры. В совершенной гармонии пропорций и архитектурных форм проявляется чувство прекрасного.
Часовня в Подъельниках- произведение деревянного зодчества! Сама по себе часовня, может, и не блещет высокими архитектурными достоинствами, но в сказочно – чудном окружении, в зелёном кружеве елей,- она производит сильное впечатление.
Кижи- небольшой остров у северо - западных берегов Онежского озера. Когда –то здесь было крупное поселение- Кижский погост. Здесь жили представители церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон, здесь же происходили народные сходы, ярмарки, церковные и иные празднества.
К началу 18 века старая Преображенская церковь на Кижском погосте совсем обветшала, службу в ней не правили почти сто лет! А вскоре она сгорела от удара молнии. Новая церковь была возведена в 1774 году. «Несравненной сказкой куполов» назвал Преображенскую церковь Игорь Грабарь.
Они поначалу ошеломляют. Порой, особенно при восходе солнца или на его закате, кажется, что церковь не создание рук человеческих, а чудо природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом северном крае.
Топор, долото пёрка (сверло), скобель да отвес – вот и все немудрёные их инструменты, с помощью которых возвели они эту исполинскую громаду!
Но подойди к нему вплотную, потрогай могучие смолистые венцы, взойди по его старой, но крепкой лестнице, и тогда поверишь, что ты не в старинной легенде о богатырях, а перед творением рук великого мастера!
Но краски чуждые, с летами, спадают ветхой чешуёй; созданье гения пред нами выходит с прежней красотой. (А. С. Пушкин) Старые церкви… И кому они сейчас нужны? Нам ! Наш народ духовно возрождается, ищет и бережно хранит то, что оставили нам наши предки.
В Кижах и на прилегающих островах сформировался архитектурно – этнографический комплекс. Каждый из таких комплексов – это единый архитектурный ансамбль. Здесь и избы, и амбары, и мельницы, и часовни, и церкви…
Всё сущее жизнеспособно, если только его корни питаются лучшими, здоровыми соками исторического наследия. Это самый главный и важный урок. Патриотизм, истинная, действенная любовь к Родине рождаются не из потока громких и возвышенных слов. Эта любовь возникает лишь там, где человек сливается со своей землёй, со своим народом, со своей национальной культурой. Памятники русской народной деревянной архитектуры учат понимать прекрасное в жизни и искусстве. Вот о чём эта книга!