Урок – практикум по теме «Сочинение – рассуждение ( часть С). Читаем, учимся, пишем»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок – практикум по теме «Cочинение – рассуждение ( часть С). Читаем, думаем, пишем»
Advertisements

Урок – практикум по теме «Как написать сочинение – рассуждение на 23 балла». (подготовка к ЕГЭ. Часть С) Презентация выполнена учителем русского языка.
Написание сочинения на ЕГЭ Урок 1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
Транксрипт:

Урок – практикум по теме «Сочинение – рассуждение ( часть С). Читаем, учимся, пишем»

Цели и задачи урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом; Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности

Примерный план сочинения: 1.Вступление ( может и не быть) 2.Проблема текста. 3.Комментарий к проблеме ( с 2012 года только текстуальный). 4.Позиция автора. 5.Согласие/несогласие( только корректное) с автором. 6.Аргументация собственного мнения. 7.Вывод. Запомни: абзацев в сочинении может быть 3,4, но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверить работу.

Темы текстов, включенных в контрольно- измерительные материалы. о влиянии музыки; об истинном благородстве; о сущности человеческой личности; о внешнем облике и внутреннем мире человека; о новых технологиях; о настоящей доброте; о мнимых «звездах» эстрады; о смысле жизни; о прошлом и настоящем; о ценности классической поэзии; о влиянии живописи на душевный мир человека; о счастье; о современной молодежи и др.

Проблема текста- это основной вопрос, над которым задумывается автор. Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Читая внимательно текст, отслеживай проблемы, помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну, которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов. Проблемы бывают: Злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Проблема текста- это основной вопрос, над которым задумывается автор. Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности, чего не скажешь о художественных. Но что же делать, если перед тобой оказался текст, в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйся следующим алгоритмом: С формулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. П одумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. З апишите его. Это и есть проблема текста.

Подсказка Начать своё сочинение можно, конечно, и с различных клише, но лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в котором будет отражена одна из проблем текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.

Практическая работа. Она, вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила, стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди, торопящиеся по своим делам, они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу, закружив в радужном хороводе всё вокруг. Наташа зажмурила глаза, сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы, тихий, светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла, что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду, то больше никогда не увидит этих глаз, лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька», не почувствует родного тепла, когда оно так необходимо. «Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать, что никому не нужна?» Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома. 123

При работе используй таблицу Критерий оценивания ответа задания С1 К1Проблема текста К2Комментарий к проблеме К3Авторская позиция К4Аргументация собственного мнения

Комментарий – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.. Существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный. С 2012 года рекомендован только текстуальный комментарий ( когда учащийся объясняет текст, как бы следуя за авторской мыслью в раскрытии проблемы) Запомни! Пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайся объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.

Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы : 1.Актуальна ли проблема, над которой задумывается автор? 2.Кто ещё из авторов обращался к данной проблеме? 3.На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя, путём сопоставления или сравнения чего- то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ? 4.На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание? 5.Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает, подчёркивает, обращает внимание читателя и т.д. )? 6.Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается, негодует, радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?

Подсказка: Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции. Здесь можно использовать такой переход: Рассматривая данную проблему, автор подводит нас к выводу… Рассматривая данную проблему, автор обращает внимание читателя на … Разве не странно, что проблема… Таким образом, позиция автора заключается в том, что… Эти «связующие» предложение очень важны, т.к. обеспечивают плавный переход от одной микротемы к другой.

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме Запомни, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена.

Что значит сформулировать авторскую позицию? Ч то хотел сказать автор? К акова цель его высказывания? Р ади чего всё это написано? К ак сам автор относится к проблеме? К акие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст? Помни: формулируй точку зрения автора, а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно. В тексте обычно есть оценочная лексика, которая поможет понять, что чувствует автор, подчеркни эти слова. Подсказка : внимательно читай задания А 28 и В 8, очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.

Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли. Аргумент строится так же, как и сочинение – рассуждение, т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором, но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции), аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.

Схема построения

Аргументы могут быть естественными и искусственными. К естественным аргументам относятся: Ссылка на значимый источник Примеры из жизни Ссылки на авторитет Примеры из художественной литературы Ссылки на личный опыт

Работаем экспертами 1. Почитай внимательно сочинение учащегося по исходному тексту, оцени его по критериям.

Работаем над критериями К 6 и К6 Запомни, что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй между предложениями цепную связь, которая обеспечивается при помощи: Лексических повторов ( только не увлекайся ими); Однокоренных слова; Синонимов ( в то числе и контекстными); Антонимов ( в то числе и контекстными); Местоимений; Наречий времени, причины; Числительных; Вводных слов и сочетаний; Союзов, частиц; Порядка слов; Вопросительных и побудительных предложений. Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений, который в публицистической литературе считается нормой, в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.

Заключение Если вступление не обязательно, то заключение подводит итог всей работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько, все взвесь, чтобы последними одним-двумя предложениями не испортить ощущение от всей проделанной тобой работы! Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции: В итоге я хочу сказать… В заключение важно отметить… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Выходит, что… и др.

Пишем сочинение по исходному тексту. В семье Сверла радостное событие : сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются : вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился? (Ф.Кривин )

Запомни! Получить высокий балл за сочинение –рассуждение на ЕГЭ по русскому языку тебе помогут следующие советы : а) читай как можно больше – иначе тебе нечего будет привести в качестве аргумента к собственному мнению, постоянно пополняй таблицу «Проблема – литературный пример» ; б) писать лучше по заранее отработанному тобой алгоритму; в) работа над сочинением не должна занимать больше 90 минут; г) твоя письменная речь должна быть чёткой и ясной, стараясь «ввернуть» в свой текст побольше вычурных фраз, рискуешь потерять баллы по критериям К9 и К10; внимательно проверяй сочинение на наличие ошибок. Слова и предложения, в написании которых ты не уверен, лучше заменить; д) внимательно следи за средствами связи предложений в тексте ( это твои поощрительные баллы по критериям К5 и К6);

е) написанное сочинение можешь проверить по критериям, только не льсти себе, реально оценивай работу! ж) пиши как можно больше сочинений на различные проблемы, и тогда навык даст плоды на экзамене! и) твой почерк, особенно на экзамене, должен быть максимально разборчив! Е.Н.Ильин писал: «Плохой почерк не своеобразие, а безобразие!» Постарайся, чтобы эксперт, проверяющий твоё сочинение, не потеряв терпения, прочитал твою работу до конца! к) увидев на экзамене незнакомый текст, не паникуй, внимательно прочитай его, тобой написано уже столько сочинений,неужели проблема, поднятая в нём, тебе не знакома? л) не забудь пересчитать слова, помнишь, что их должно быть не менее 150?!

Удачи на экзамене!

Список литературы Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель, september.ru Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Дону:Легион – М, 2010 Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение ( часть С). – М.: Эксмо, 2007 Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен,