Формирование ключевых компетенций учащихся. Зам. дир. по УВР Даньшина АВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Advertisements

Классификация компетентностей Теоретическое закрепление.
Портрет «профессионального» ученика на ступени начального обучения Формирование ключевых компетенций у младших школьников.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Компетентностный подход в образовании (А. В. Хуторской) Кривенко Я. В.
Педагогическая рефлексия. Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование,
КОМУНАЛЬНА УСТАНОВА ПОПАСНЯНСЬКИЙ РАЙОННИЙ МЕТОДИЧНИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ Подготовил методист.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
«Компетентностный подход в обучении как одно из условий повышения качества образования» Чайникова Елена Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ «Ребрихинская.
Формирование ключевых компетенций учащихся.. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: Технологий; Содержания образования; Стиля.
Компетентностный подход в обучении русскому языку.
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
«Формирование ключевых компетентностей школьников через исследовательскую деятельность» МКОУ «СОШ 2» г.Калачинск Аникина Людмила Алексеевна учитель английского.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Транксрипт:

Формирование ключевых компетенций учащихся. Зам. дир. по УВР Даньшина АВ.

Эпиграф : Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором: Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором: научиться познавать; научиться познавать; научиться делать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить вместе; научиться жить научиться жить

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: Технологий; Технологий; Содержания образования; Содержания образования; Стиля жизни ОУ; Стиля жизни ОУ; Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Компетенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный : 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это заданное требование, норма образовательной подготовки учеников. Компетенция – это заданное требование, норма образовательной подготовки учеников. Компетентность – это реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Компетентность Мобильность знаний Гибкость метода Критичность мышления

Мотивация Функциональные умения Социализация Мотивация

Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода: Ученик Родители Ученик Родители Государственные структуры Государственные структуры Субъекты педагогического процесса в системе образования Воспитатель Психолог Учитель.

Компетентности классифицируются: Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком). Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком). По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная) ; По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная) ; По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.). По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.). В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии). В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии). В отраслях общественного производства. В отраслях общественного производства. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая). По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая). В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные). В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные). В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя

Иерархия компетенций: ключевые компетенции - относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования; ключевые компетенции - относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования; общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции - частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. предметные компетенции - частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

«Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем».

К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Структура ключевых компетентностей представлена: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

4. Социальная компетентность: – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование. – способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе; – развитие личностных качеств, саморегулирование. 3.Самообразовательная компетентность: – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях 5. Компетентное отношение к собственному здоровью: – соматическое здоровье; – клиническое здоровье; – физическое здоровье; – уровень валеологических знаний. 3 Ключевые компетентности: 1. Познавательная компетентность: – учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями. 2. Личностная компетентность: – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний.

1. Социальные ( характеризуют умение человека полноценно жить в обществе ) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. 2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. 3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками 6. Продуктивной творческой деятельности. 4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. 5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Группы ключевых компетентностей

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы. научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования. научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей ; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы; научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; Цели школьного образования в следующем:

Правила 1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно- познавательной деятельности, учите иx учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос почему?, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. 14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов

Дидактические требования: 1. Чёткое формирование образовательных задач ; 2. Определение оптимального содержания урока ; 3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний ; 4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля ; 5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования: 2. Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения ; Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения ; Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности; Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности; Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональный ; Урок должен быть эмоциональный ; Темы и ритм урока должен быть оптимальным; Темы и ритм урока должен быть оптимальным; Полный контакт учителя и учащихся.; Полный контакт учителя и учащихся.; Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; Смена видов деятельности ; Смена видов деятельности ; Обеспечение активного учения каждого ученика. Обеспечение активного учения каждого ученика.

Формируются компетентности, если: Обучение носит деятельностный характер. Обучение носит деятельностный характер. Идёт ориентация УП на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Идёт ориентация УП на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.

Программа повышения квалификации учителя на уровне школы в условиях реализации компетентностного подхода. Программа повышения квалификации учителя на уровне школы в условиях реализации компетентностного подхода. В рамках методической работы возможна организация творческой группы, которая следит за публикациями по внедрению компетентностнорго подхода и проводит постоянно действующий семинар (может быть организована из рук. МО). Темы по самообразованию должны носить научно- исследовательский, научно-методический и методический характер. Группа учителей, владеющих методикой развивающего обучения может подготовить серию занятий (курсов) теоретической подготовки и практического применения технологии развивающего обучения. Самое главное – работа над тематическим и поурочным планированием. В каждом поурочном плане формулировка образовательных целей должна быть направлена на учителя, а развивающие цели – на учащихся. В каждой образовательной области создать контрольно- измерительные материалы отслеживания реализации компетентностного подхода.

Ключевые компетенции: Ценностно -смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях ): формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности ; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

ставить цель и организовыват ь ее достижение, уметь. пояснить свою цель; организовыват ь планирование, анализ, рефлексию самооценку своей учебно- познавательно й деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания: описывать результаты, формулировать выводы; вступать устно и письменно о результатах своего ис­ следования с использова нием компьютер ных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентаци и); Учебно-познавательная компетенция (элементы логиче­ской, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность):

Коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями): уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравлени е; владеет разными видами речевой деятельност и (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистическо й и языковой компетенция ми; владеть способами взаимодействи я с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный. диалог; уметь представлят ь свой класс, школу, страну в ситуа­циях межкультурн ого общения иметь позитивные навыки общения в поликультурно м, полиэтническо м и многоконфесс иональном обществе, основанном на знании исторических корней и тради­ций различных национальных общностей и социальных групп. владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями): применять для решения учебных задач информацион­ ные и телекоммуник ационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет. владеет навыками использовани я информацион ных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, теле­фон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир; самостоятельно искать, извлекать, систематизироват ь, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобра­ зовывать, сохранять и передавать ее; владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, СВ- КОМ, Интернетом; ориентироватьс я в информационн ых потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяем ую по каналам СМИ ;

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собст­венном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности): Иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.); Уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств. Иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; Иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга; Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения; Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи;