Приемы сжатия (компрессии) текста. Задачи урока. 1). Научиться кратко и ясно излагать свои мысли, применяя различные приемы сжатия текста. 2). Раскрыть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Advertisements

Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Проверка на двух полях : ИК --- ГФ.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: ГИА по русскому языку алгоритм написания сжатого изложения
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Презентация к уроку по русскому языку по теме: Сжатое изложение.(Задание С1).
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Изложение. Способы сжатия текста Готовимся к ОГЭ по русскому языку Урок подготовлен учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
Информационная обработка текста Основные приёмы сжатия (компрессии) текста: 1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей; 2.
Т ЕМА УРОКА : ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «Коротко и ясно, оттого и прекрасно». пословица.
Транксрипт:

Приемы сжатия (компрессии) текста

Задачи урока. 1). Научиться кратко и ясно излагать свои мысли, применяя различные приемы сжатия текста. 2). Раскрыть основные функции художественной детали в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий - основное содержание, - композиционно-логическую - структуру, стиль и тип речи оригинала.

Критерии оценивания изложения ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приемов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

Важно уметь определять стиль текста ( публицистический, художественный, научный), тип речи ( описание, повествование, но, в основном, рассуждение), количество микротем (текст-рассуждение состоит, в основном, из трех абзацев, соответствующих его структуре : тезис, доказательство с аргументами, вывод).

Приемы сжатия информации 1)исключение второстепенной информации, 2) обобщение однородных явлений и фактов, 3) упрощение синтаксических конструкций

Приемы сжатия информации 1) замена части предложения или текста, 2) исключение второстепенной информации, 3) слияние нескольких предложений в одно.

Подберите емкие и краткие словосочетания или слова для выражения мысли - нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод - … - озаренные тощим освещением - … - говорил с заметною скромностью - … - избегал много говорить – … - отправился делать визиты - … - сказал что-то очень лестное - … - сделал ему приглашение – … - просил убедительно сделать ему честь своим приездом - …

- нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод - средних лет; - озаренные тощим освещением - тускло освещенные; - говорил с заметною скромностью - говорил скромно; - избегал много говорить – говорил мало; - отправился делать визиты – посетил; - сказал что-то очень лестное - польстил; - сделал ему приглашение – пригласил; - просил убедительно сделать ему честь своим приездом - убедительно приглашал

«…вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, … выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы...»

Приведя себя в порядок, надев любимый фрак брусничного цвета, он сошел с лестницы.

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполков- ники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки».

А) «Был с почтением у губернатора… Потом отправился к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера, у откупщика, у начальника над казенными фабриками... он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору».

«Весь следующий день посвящен был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю. Потом отправился к вице- губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера, у откупщика, у начальника над казенными фабриками... жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников».

Б). «Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: "ваше превосходительство", что очень им понравилось»

«В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице- губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: "ваше превосходительство", что очень им понравилось».

Замените придаточную часть данных сложноподчиненных предложений обособленными определениями (причастными оборотами) А). «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев…». Б). «В этой конурке он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка,... который удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы». В). «Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, …сказал ей…».

Замените придаточную часть сложноподчиненных предложений дополнением с предлогом. А). «Само собою разумеется, он полюбопытствовал узнать, какие в окружности находятся у них помещики…». Б). «Герой наш, по обыкновению, сейчас вступил с нею в разговор и расспросил, сама ли она держит трактир, или есть хозяин, а сколько дает доходу трактир…».

Замените сложное предложение простым «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».

Замените прямую речь косвенной (предложение с прямой речью замените сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным) «Даже сам Собакевич… легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: "Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!"

Памятка 1 1.Прежде чем что-то исключить из предложения, выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на главную часть СПП, в которой содержится важная информация. 2. Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии. 3. Выбираем слова, способные связно и кратко передать информацию.

Сократите фрагмент текста, исключив лишнее «Характера он [Селифан] был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, - он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит».

Примените прием слияния к следующему отрывку «Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. Н а картинах все были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канами. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».

Главная информация Чичиков взглянул на картины; на картинах были греческие полководцы; эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу; между крепкими греками поместился Багратион, тощий, худенький; потом следовала греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища нынешних щеголей

На картинах, висевших на стенах, Чичиков увидел греческих полководцев, имевших неимоверно толстые ляжки и неслыханные усы, а между ними тощего и худенького Багратиона, греческую Бобелину, одна нога которой казалась больше всего туловища нынешних щеголей.

Приемы сжатия информации 1) замена части предложения или текста, 2) исключение второстепенной информации, 3) слияние нескольких предложений в одно.

Основные функции художественной детали в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Средство типизации. Средство характеристики героев, индивидуализации их образов.