В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц Полилог – разговор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме: Прямая речь и диалог.
Advertisements

Предложения с прямой речью. В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно.
Прямая речь Диалог. Ваши вопросы: Что такое синтаксис? Пунктуация? Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме? Какие схемы оформления прямой.
Прямая речь Диалог. Ваши вопросы: Что такое синтаксис? Пунктуация? Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме? Какие схемы оформления прямой.
МОУ СОШ 6. Л.А.Ермошина.1 Учебный материал к уроку в 5 классе по теме : « Диалог ». Учитель русского языка и литературы Ермошина Людмила Александровна.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
ДИАЛОГ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 8 Д КЛАССА КУЛЕШОВА ЕКАТЕРИНА.
Прямая речь. Диалог. Обращение. Кадочникова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
Сложные предложения с прямой и косвенной речью. При разговоре мы часто передаем собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а чужую.
Предложения с прямой речью. Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а.
Этикетные диалоги. Цели: дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые.
Диалог 5 класс Составитель учитель МОУ СОШ с.Бердюжье Шукалович Е.П.
Выполнил ученик 8а класса Гришин Леонид Прямая речь.
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
Тема: Составление диалога по заданной ситуации и обобщенному содержанию.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью и оформление на письме реплик диалога Русский язык.
Урок – зачёт по теме «Способы передачи чужой речи». Цели: 1. вспомнить полученные знания о способах передачи чужой речи; 2. проверить и оценить полученные.
МОУ «СОШ 2 г. Калининска Саратовской области» Аляева Л.Н
Транксрипт:

В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц Полилог – разговор многих Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом

Монолог Диалог АнекдотБутерброд Профессор

Катя, Танечка и Робинзон В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда – сюда, ждет, когда сестра обратит на нее внимание. - Ты еще не всю книжку прочитала? - Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела? - А что ты в ней видишь? - Отстань! Я читаю про себя. - А что про тебя написано? - Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона. - А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь? - Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, не интересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять. Можно ли сказать, что Катя умеет общаться? А что значит, по вашему, уметь общаться?

Диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Письменные диалоги встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах. Понаблюдаем за тем, как оформляется речь действующих лиц. Почитаем английскую народную песню: - Где ты была сегодня, киска? - У королевы у английской. - Что ты видала при дворе? - Видала мышку на ковре. Сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется речь каждого лица?

Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т на окне кот сидит. Кот говорит дяде Федору: - Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся. Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил, и спрашива_т: - А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут? Кот отвеча_т: - Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. - А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор. - Да так, где слово запомн_шь, где два. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Запишите их.

Посмотрите: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» «Бабушка, постой немного, - ей кричит она в окошко, - пригрожу сама я псу и кой- что тебе снесу» Назовите сначала прямую речь, а затем слова автора.

1) Слова автора стоят перед прямой речью, и предложение ею заканчивается. А: «П» Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве» А: «П?» Павел спросил: «Сколько до Москвы осталось?» А: «П!» Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»

2) слова автора стоят после прямой речи, и предложение ими заканчивается «П», - а. «Через полчаса подъедем к Москве», - сказал Павел. «П?»-а. «Скоро ли Москва?» - то и дело спрашивали маленькие пассажиры. «П!» -а. «Приехали!» - громко и весело объявил проводник.

3) слова автора разрывают прямую речь «П, - а,-П» « Подъезжаем,- предупредила мама, – Давай-ка одевайся» «П, - а, - п». «Помогите, пожалуйста, - попросила мама, - вынести чемодан из вагона». «П! -а. -П!» «Ура! Приехали! -закричал я во все горло. –Москва!»

1. Если слова автора стоят перед прямой речью и предложение ею заканчивается, после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь пишется с большой буквы 2. Если слова автора стоят после прямой речи и предложение ими заканчивается, слова автора отделяются от прямой речи тире и пишутся с большой буквы. Вместо точки после прямой речи ставится запятая. 3. Если слова автора разрывают прямую речь, то на месте разрыва прямой речи кавычки не ставятся, а слава автора с обеих сторон выделяются тире.

1. Завтра контрольная по математике… 2. Мне учеба дается легко… 3. …Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз. 4. А раньше ты относился ко мне по- другому… 5. …А других новостей нет? Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, буркнуть, вскрикнуть, гаркнуть.

Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам: 1) А: «П!» 2) «П?»-а 3) «П, -а, -п» 4) А: «П?» 5) «П»,-а.