Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 35 Туапсинского района Краснодарского края Завражновой Н.П. Определение и роль определений-эпитетов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение как второстепенный член предложения. Виды определений.
Advertisements

Согласованные и несогласованные определения К урокам русского языка в 8 классе.
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Виды синтаксической связи слов в словосочетании 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Тема: Словосочетания как синтаксическая единица Школа 255 Адмиралтейского района Учитель высшей квалификационной категории Павлова Светлана Ивановна Санкт-Петербург,
Виды словосочетаний В зависимости от способа выражения главного слова Именные словосочетания прил. + сущ. прил. + сущ. сущ. + сущ. числит. + сущ. сочный.
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
В 3 Виды синтаксической связи слов в словосочетании Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Урок русского языка по теме: «Понятия частей речи» 3 класс Ситникова Наталья Александровна, учитель второй квалификационной категории МОУ «Моряковская.
УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ «Виды сказуемого» Цели урока: 1. закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения; 2. совершенствовать умение безошибочно.
Урок русского языка 4 класс Учитель МОУ «СОШ 3» : Григорьева Т.Н. Тема урока: « Разряды наречий по значению» Цели: закрепить понятие наречия как части.
Урок русского языка в 7 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная.
Приемы технологии развития критического мышления на уроке русского языка по теме «Определение» 8 кл. (Программа М.М.Разумовской)
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
Опорный конспект по теме Словосочетание 8 класс. Словосочетание сочетание двух (и более) самостоятельных слов связанных грамматически и по смыслу (Словосочетания.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Тема урока: Лексико-грамматические разряды наречий. (Смысловые группы наречий).
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Главное слово + зависимое слово Вопрос? Зеленый лес Какой? Прилаг.Существ. Прил.+сущ. Предм. и его признак Связь - согласование.
Урок 3 Микротема. Абзац Гращенкова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 22 имени Героя России В.Е.Едаменко, г.Приморско-Ахтарска Краснодарского.
Транксрипт:

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 35 Туапсинского района Краснодарского края Завражновой Н.П. Определение и роль определений-эпитетов в языке художественных произведений Учебник русского языка под редакцией М.М.Разумовской. Учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой

В 1803 г. он (кто?), историк, писатель, опубликовал свою лучшую историческую повесть «…» (какую?), рассказывавшую о событиях XV века, о великой драме свободного города, смиряемого русским самодержавием [Иоанном III], о вольности его и непокорстве, о женщине, выступившей против присоединения Новгорода к Москве, отстаивающей интересы своих сограждан, умной, сильной и властной, величие которой проявилось в самые тяжкие дни ее жизни. «Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях, поскольку именно они более всего открывают силу и характер людей и народов», - сказал он освоей повести. Ответьте на вопросы, данные в скобках.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? В.А.Тропинин. Портрет Н.М.Карамзина Лебедев К. В. Марфа Посадница Марфу-посадницу навсегда угоняют из Новгорода. Позади, на санях, - вечевой колокол.

ужасный мятеж, бурным волнам, государь наш, его врагам, грозному набату, во всех концах, сия величавая жена, глаз её, клятву свою, с Вадимова места К.В.Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. «Марфа вздохнула свободно. Видя ужасный мятеж народа (который, подобно бурным волнам, стремился по стогнам и беспрестанно восклицал: «Новгород государь наш! Смерть врагам его!»), внимая грозному набату, который гремел во всех пяти концах города (в знак объявления войны), сия величавая жена подъемлет руки к небу, и слезы текут из глаз ее. «О тень моего супруга! тихо вещает она с умилением. Я исполнила клятву свою! Жребий брошен: да будет, что угодно судьбе!..» Она сходит с Вадимова места». СТОГНА, стогны, жен. (церк.-слав. ) (поэт.,устар.) - площадь, широкая улица. "На немые стогны града полупрозрачная наляжет ночи тень." Пушкин.

Способы выражения определения 1.Тут страшный вопль народа (?) не дал уже говорить посаднице. 1. Прилагательное 2. Поражённые сим [этим] явлением, граждане безмолвствуют. 2. Причастный оборот (п.о.) 3. Но знай, о Новгород, что с утратой вольности (?) иссох- нет и самый источник твоего богатства. 3. Мест.= прил. 4. Вы [новгородцы] будете первыми сынами России (?). 5. Здесь беседа со старцами возбудила в нём желание во- просить (?) народ о таинствах веры (?). 6. Врата отворились: Марфа в златой одежде и в белом покрывале (?) выходит к народу. 7. Но радость его [Иоанна](?) не будет совершенна, доколе [пока] Новгород не возвратится под сень Отечества(?).

Вдруг раздается треск и гром на великой площади… Земля колеблется под ногами… Набат и шум народный умолкают… Все в изумлении. Густое облако пыли закрывает от глаз дом Ярослава и лобное место… Сильный порыв ветра разносит наконец густую мглу, и все с ужасом видят, что высокая башня, новое гордое здание народного богатства, пала с вечевым колоколом и дымится в его развалинах. ? способ связи – согласование способ связи – управление согласованное определение несогласованное определение Согласованные и несогласованные определения великой площади народный шум густое облако лобное место сильный порыв густую мглу высокая башня новое гордое здание народного богатства вечевым колоколом облако пыли дом Ярослава порыв ветра здание богатства

великой площади народный шум густое облако лобное место сильный порыв густую мглу высокая башня новое гордое здание народного богатства вечевым колоколом облако пыли дом Ярослава порыв ветра здание богатства в его развалинах эпитеты не являются эпитетами не являются эпитетами лобное место, вечевой колокол - теперь устойчивые словосочетания Лобное место – возвышение, с которого объявлялись царские указы, а также совершались казни. Вечевой колокол – от вече; в древней Руси: собрание горожан для решения общественных вопросов;вечевой колокол - колокол, созывающий горожан на собрание (по словарю Ожегова) Согласованные и несогласованные определения

в его (чьих?) развалинах И. его развалины Р. его развалин Д. его развалинам В. его развалины Т. его развалинами П. о его развалинах согласованное определение несогласованное определение примыкание ?

1. Сущ. вопль (какой? кого?) народа 7.Притяжательным мест. 6. Устойчивым словосочет. 5. Неопр. формой гл.; сущ. 4. Порядковым числ.; сущ. 3. Мест.= прил.; сущ 2. Причастным оборотом (п.о.) Способы выражения определения 2. Поражённые сим [этим] явлением, граждане безмолвствуют. 3. Но знай, о Новгород, что с утратой вольности (?) иссохнет и самый источник твоего богатства. 4.Вы [новгородцы] будете первыми сынами России(?). 5. Здесь беседа со старцами возбудила в нём желание вопро- сить (?) народ о таинствах веры (?). 6. Врата отворились: Марфа в златой одежде и в белом покрывале (?) выходит к народу. 7. Но радость его (?) не будет совершенна, доколе Новгород не возвратится под сень Отечества(?). 1.Тут страшный вопль народа (?) не дал уже говорить посаднице.

Второстепенные члены предложения определениедополнениеобстоятельство тип связи между словами способы выражения тип связи - ? между словами способы - ? выражения выяснено виды определений виды - ? определений виды - ? обстоятельств

Моделируем общий способ действия 1. Определяем способ подчинительной связи между словами согласованиеуправление, примыкание 2. Определяем способ выражения члена предложения 1)прилагательное 2) причастие (п.о.) 3) порядковое числительное 4) местоимение = прилагательное 1) существительное в косв. п. 2) инфинитив 3) притяжат. мест. его её, их 4) устойчивое словосочет. 5) наречие (Вскоре подали кофе по-явски (какой?). 6) сравнительная степень наречия (Града сильнее не было.) согласованное несогласованное

В 1803 г. он (кто?), историк, писатель, опубликовал свою лучшую историческую повесть «…» (какую?), рассказывавшую о событиях XV века, о великой драме свободного города, смиряемого русским самодержавием [Иоанном III], о его вольности и непокорстве, о женщине, выступившей против присоединения Новгорода к Москве, отстаивающей интересы своих сограждан, умной, сильной и властной, величие которой проявилось в самые тяжкие дни ее жизни. «Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях, поскольку именно они более всего открывают силу и характер людей и народов», - сказал он о своей повести.

Словарная работа Задание: вставить пропущенные буквы; выделить морфему, в которой эта буква пропущена; назвать орфограмму. З..платка, мес..ц, камыш..вый, [глаза] (на)выкате, какую(нибудь), [вихрь] проне..ся, рас..ыпался, извес..ковый, зар..сли кустарника, (не)было, мелоч.., б..седующие, выт..ще(н,нн)ый. а я о сст ь еа оо навыкате, какую-нибудь, не было, вытащенный Плат`ать – класть заплаты на что-нибудь (по толковому словарю С.И.Ожегова). Заплата – кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки (положить заплату).

Тренировочные упражнения Измените задание упражнения 84 (стр. 53) так, чтобы можно было получить ответ на вопрос: какие виды определений были изучены нами на уроке? Учтите: словарная работа в этом упражнении нами уже проделана. Для более быстрой проверки не забудьте пронумеровать предложения, из которых выписываете определения.

Согласованные определения 1) старый инвалид, синюю заплату, зеленого мундира 2) полный месяц, камышовую крышу, белые стены, моего нового жилища 5) какую-нибудь новость 7) известковой пылью 9) каждая мелочь; этого дня 10) весь день; по этому городу; красных скал; стариков, беседующих около вытащенных на берег, подпёртых известковыми глыбами шхун (п.о.) Проверь себя

1) локоть (какой? чего?) мундира 2) стены (какие? чего?) жилища 3) гусар (какой?) с румяным лицом, глазами навыкате 4) её (чья?) сестра 6) слёзы (какие? чего?) вдохновения, веры; глаза (какие? кого?) Чижа 7) луч (какой? чего?) прожектора; склону (какому? чего?) горы 8) события (какого?) крупнее, важнее; в истории (какой? чего?) человечества 10) городу (какому?) скал, кошек, стариков Несогласованные определения

Рефлексия * Правильно ли мы определили тему урока? * Достигли ли поставленной нами цели урока? * Дайте понятие термину определение; * Используя модель общего способа действия, расскажите о согласованных и несогласованных определениях. * Приведите примеры ярких эпитетов из текста Н.М.Карамзина. Поставьте себе оценку за понимание темы. Домашнее задание: параграф 13 (знать теорию), выполнить упражнение 85.

novagoroda/ 8. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. 9. Карамзин Н.М. «Марфа – посадница, или покорение Новагорода 10. Учебник русского языка под редакцией М.М.Разумовской. 8 класс Использованные источники