Осень глазами поэта и ученого Задачи урока: повторить сведения об основных стилях речи русского языка; повторить сведения об основных стилях речи русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Advertisements

Федор Иванович Тютчев Есть в осени первоначальной…
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Стили речи Разговорный стиль Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Задачи речи: обмен впечатлениями, общение. Условия общения: беседа со знакомыми.
Стили речи русского языка Выполнила: учитель русского языка и литературы Клочкова Т.В.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Транксрипт:

Осень глазами поэта и ученого

Задачи урока: повторить сведения об основных стилях речи русского языка; повторить сведения об основных стилях речи русского языка; более подробно познакомиться с признаками художественного и научного стилей; более подробно познакомиться с признаками художественного и научного стилей; взглянуть на осень с позиций разных стилей речи, но прежде всего художественного и научного. взглянуть на осень с позиций разных стилей речи, но прежде всего художественного и научного.

Стили речи Стили речи Книжные Разговорный Книжные Разговорный Научный Официально- деловой деловой

Что мы уже знаем о стилях речи… Представьте себе, что скоро в классе состоится праздник «Осенний бал». Вам нужно: А) составить объявление; Б) рассказать родителям. Какими стилями речи вы воспользуетесь?

Прочитайте два текста. К каким стилям они относятся? 1) Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.

Стили речи Стили речи Книжные Разговорный Книжные Разговорный Научный Официально- деловой деловой Публицистический Художественный

В какой обстановке говорим? В какой обстановке говорим? С какой целью говорим? С какой целью говорим? Каким жанром речи пользуемся? Каким жанром речи пользуемся? Какие общие черты имеет речь? Какие общие черты имеет речь? К каким языковым средствам (лексическим, морфологическим, синтаксическим и текстовым) прибегаем? К каким языковым средствам (лексическим, морфологическим, синтаксическим и текстовым) прибегаем?

Сферы применения – быт, семейные и дружеские отношения. Цели – обмен информацией, впечатлениями с близкими людьми, установление межличностных связей. Жанры – беседы, телефонные разговоры, записки близким людям, личные письма, дневниковые записи. Характерные стилевые черты – неподготовленность (спонтанность, ситуативность), непринужденность, отсутствие строгой логичности, экспрессивность-эмоциональность-оценочность-образность, сильна роль внеязыковых факторов при контактных формах общения (мимика, жест). Используемые языковые средства: лексические – только общеупотребительная лексика, обиходно-бытовые слова и фразеологизмы, эмоциональная окрашенность лексики (в том числе за счет уменьшительно-ласкательных суффиксов), ситуативная синонимика, лексические повторы; морфологические – преобладание глаголов, использование звательной формы типа Коль, употребление количественных числительных в им. п. вместо косвенных, обилие частиц и междометий; синтаксические – простые неполные предложения, вводные конструкции, обращения, инверсии, конструкции с бессоюзной связью, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения; текстовые – диалоговость, относительная вольность в оформлении.

«И с каждой осенью я расцветаю вновь…» (стихотворение «Осень»)

«Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдине Нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь. «Болдинской осенью» называют осень 1830 года, проведенную Пушкиным в имении Болдине Нижегородской губернии и прославленную творениями поэта, созданными за эти три месяца. Творчество это настолько огромно, такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь. Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева, вернувшись в Москву: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий… около 30 мелких стихотворений… Написал я прозою 5 повестей…» Не назвал поэт еще «Сказку о попе и о работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведихе» и «Историю села Горюхина», а также критические статьи. Пушкин сам был взволнован невероятным урожаем Болдинской осени, о чем радостно извещал своего друга Плетнева, вернувшись в Москву: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать… Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий… около 30 мелких стихотворений… Написал я прозою 5 повестей…» Не назвал поэт еще «Сказку о попе и о работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведихе» и «Историю села Горюхина», а также критические статьи.

Сферы применения – общественная жизнь, политика и культура (ораторское искусство), агитационно-массовая (журналистская, СМИ) деятельность: газеты, журналы, радио, телевидение, реклама. Цели – представление информации об общественно важных событиях и делах, воздействие, пропаганда, формирование общественного (массового) мнения. Жанры – выступления на митинге, доклады, лекции, диспуты, дискуссии, статьи, брошюры (на общественные темы), очерки (путевые, портретные, проблемные), заметки (информационные и проблемные), репортажи, корреспонденции, интервью, фельетоны. Характерные стилевые черты – информативность, логичность, экспрессивность эмоциональность-оценочность-образность, авторская индивидуальность при условии доступности понимания, т.е. сочетание стандарта и свободы в известном пределе, монологово-диалоговый характер, призывность, страстность. Используемые языковые средства: лексические – общественно-политическая лексика, все стилистические (риторические) тропы, лексические повторы, фразеологизмы; морфологические – многообразие морфологических форм; синтаксические – все стилистические (риторические) фигуры, обращения, вводные конструкции, неполные предложения, все типы предложений по цели высказывания и интонации; текстовые – небольшие по объему предложения, в отдельный абзац может быть выделено одно предложение, заголовок привлекает внимание.

Федор Тютчев * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле августа 1857

Сферы применения – искусство слова (словесно-эстетическое творчество). Цели – эстетическое осмысление мира, воздействие путем художественного изображения жизни (художественных образов). Жанры – по родам худ. лит. (эпос – романы, повести, рассказы, басни; лирика – сонеты, стихотворения; драма – трагедии, комедии). Характерные стилевые черты – конкретность, большая выразительность, т.е. экспрессивность-эмоциональность-оценочность образность речи. Используемые языковые средства: лексические – все стилистические (риторические) тропы, устаревшая лексика и даже диалектная и пр., авторские неологизмы; морфологические – многообразие морфологических форм, включая переносное употребление форм наклонения и времени глагола; синтаксические – все стилистические (риторические) фигуры, стихотворные приемы, роль интонации, преобладание СПП с несколькими придаточными и сложных предложений с разными видами связи; текстовые – периодизация речи, относительная свобода абзацного членения.

Федор Тютчев * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле августа 1857

Биология Ботаника Морфология (растений) Анатомия (растений) Анатомия (растений) Физиология (растений) Физиология (растений) Генетика (растений) Генетика (растений) Экология (растений) Экология (растений)

Экосистема абиотический биотический компонент компонент компонент компонент

Листопад – естественное отделение листьев от стебля при их отмирании. Значение листопада: -з-з-з-защита от иссушения; -з-з-з-защита от обламывания ветвей. Веткопад.

Старение листьев: а) разрушение хлорофилла; б) снижение интенсивности жизненных процессов; в) преобладание процессов распада; г) накопление продуктов обмена; д) отток питательных веществ; е) формирование отделительного слоя.

Другие явления: образование плодов и семян; образование плодов и семян; запасание питательных веществ; запасание питательных веществ; окончательное формирование почек. окончательное формирование почек.

Сферы применения – наука и техника, образование, популяризация научных достижений, справочная и энциклопедическая литература. Цели – сообщение о научно-технических открытиях, их разъяснение, т.е. описание закономерностей, теорий и пр. Жанры – выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научные темы), учебники, монографии, рефераты, диссертации, рецензии. Характерные стилевые черты – объективность, монологичность, смысловая точность (терминологичность), подчеркнутая логичность, доказательность в изложении материала, абстрактность (отвлеченность, обобщенность), некоторая сухость речи. Используемые языковые средства: лексические – специальная лексика, в том числе научные термины, тщательный подбор однозначных слов или многозначных слов в прямом значении, употребление слов в предельно абстрактном значении; морфологические – преобладание абстрактных и вещественных сущ., местоимений 3- го лица, кратких прилаг., причастий и деепричастий, глаголов несов. в. в наст. вр., указательных и определительных мест.; синтаксические – прямой порядок слов, вводные конструкции, сложные предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами, страдательные и безличные конструкции, отсутствие авторских вопросительных и восклицательных предложений; текстовые – выдержанная структура рассуждения, стандартные обороты речи.