Интегрированный проект из предметов различных образовательных областей по теме «Аппликация по мотивам Античности и Древней Руси» г. Москва Западный административный округ ГОУ СОШ 542 Над проектом работали ученики 8 класса Руководители: учитель информатики Данилова Людмила Сергеевна учитель ИЗО Плыгунова Галина Константиновна учитель технологии Гречихина Татьяна Сергеевна учебный год
В школе, в основном, используются традиционные формы обучения, когда учитель служит источником знаний, а учащиеся усваивают эти знания. Работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск, а учитель дает советы по организации работы, консультирует при отборе материала, приходит на помощь при затруднениях, т.е. разработка проекта - это коллективная работа учащегося и учителей, одна из форм сотрудничества. От задумки до завершения - творческий полет мысли.
Проектная деятельность позволила изучать материал выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. Самостоятельная работа, т.е.возможность принимать решения, позволили воспитывать и развивать у учеников такие важные для личности качества, как чувство ответственности, долга перед своими товарищами, взаимопомощь, честолюбие, дух соперничества, желание сделать работу оригинальнее, коммуникабельность. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником, исчезает барьер страха перед необходимостью отвечать или спрашивать о непонятном. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству
ПРОЕКТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОЕКТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
1 этап – знакомство с мировой художественной культурой 2 этап – создание собственного рисунка с использованием информационных технологий 3 этап – создание аппликации на основе разработанного рисунка и выкроек
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Поэтому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и ученика. Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.
Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практика, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного трудового педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Именно бинарные уроки Мировой художественной культуры и Информатики проводились на первом этапе проекта Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее" - писал А.Франс.
Побуждению учащихся к творчеству, поиску способствует наличие своего компьютерного класса на базе IВМ РС. Использование вычислительной техники в школе дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. В данном проекте на первом этапе компьютеры использовались на уроках Мировой художественной культуры для просмотра мультимедийных дисков «Культуры мира» и «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Наличие в классе сети Интернет позволило сделать компьютер экскурсоводом по многим музеям изобразительного искусства, что особенно актуально для нашей школы, где обучаются дети инвалиды и больные дети, для которых посещение подобных музеев весьма затруднительно. Итогом первого этапа проекта было выбор темы и сюжета будущего рисунка.
Древняя Греция Парфенон Сосуды Амфоры Акрополь
Древний Рим Колизей Пантеон Храм Геркулеса
Древнерусское искусство
На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать. Графические редакторы - одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству. Ученики получают возможность выполнять рисунок точками, отрезками, кругами, прямоугольниками и т.д. Они могут увеличить размер любой части рисунка, чтобы проработать ее детально. Компонуя рисунок в цепом, изменяют размер того или иного фрагмента, перемещают изображение в другую часть экрана. Дети имеют возможность зеркально отобразить графическую композицию по горизонтали и вертикали, стереть часть рисунка, закрасить ее выбранным цветом, добавить текстовую информацию. Творческую работу учащихся можно сохранить на жестком диске или вывести на принтер, то есть напечатать
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею - призван преподаватель ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети стремятся найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам. Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики, учителя ИЗО и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!
«Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью - экран дисплея. На уроках информатики вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущества работы на компьютере - это, во- первых скорость, во-вторых возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости, в-третьих увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы».
Учащиеся проявляют свои возможности выполнять графические композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства ", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.
Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы - вот главная цель учителя на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, " впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека".
Автор: Свободин Вася
Автор: Волошина Маша
Автор: Кузнецова Ульяна
Автор: Ненашева Тая
На этом этапе проекта для получения выкроек будущих аппликаций созданные рисунки были преобразованы в черно- белые изображения.
С помощью электронной таблицы MS EXCEL размеры рисунков были увеличены с формата А4 до формата А3 и в таком виде рисунки распечатаны на принтере для создания выкроек аппликаций.
Аппликация - один из самых древних видов прикладного искусства. Аппликация всегда подразумевает некоторую степень условности изображения – натурализм ей противопоказан. Работа должна вызывать восхищение, радость, улыбку, но не серьезные раздумья зрителей. Аппликация - искусство яркое, декоративное, веселое, но реально с его помощью создать и тонкие поэтические работы. Все зависит от вкуса и характера. Главное - побольше фантазии и упорства
Автор: Свободин Вася
Автор: Волошина Маша
Автор: Ненашева Тая
Автор: Кузнецова Ульяна