Нобелевский комитет Швейцария, Цюрих, Отдел по работе с молодежью Уважаемые старшеклассники! Нобелевский комитет объявляет 2008 год годом «Серебряного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Advertisements

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Серебряный век русской литературы (реализм и модернизм) О символизме.
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии Сергея Есенина.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
«Мысль, окрашенная чувством» Проект на тему :. Цель выступления: 1.Ознакомление с понятием «лирическое произведение». 2. Ознакомление с примерами лирических.
Русская литература хх века. Тема урока: «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Т.Н.Зинович ТСОШ 2 ТСОШ 2.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Серебряный век. Возникновение названия Название было предложено философом Н.Бердяевым Николай Оцуп. Статья «Серебряный век»русской поэзии» (1933) Сергей.
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Восточно-Европейский лицей Автор – заслуженный учитель РФ Гусакова Н.Л.
Русский символизм (к. XIX-н. XX в.). Содержание 1. Основные понятия и термины 2. Поэты-символисты 3. «Старшие» символисты. В.Я. Брюсов. 4. К.Д. Бальмонт.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Я – изысканность русской медлительной речи… обобщение изученного о поэзии Серебряного века Андреева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация. XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. Александр Блок.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
Русская литература хх века. Тема урока: «Поэты Серебряного века».
Транксрипт:

Нобелевский комитет Швейцария, Цюрих, Отдел по работе с молодежью Уважаемые старшеклассники! Нобелевский комитет объявляет 2008 год годом «Серебряного века». В связи с этим будут проведены конкурсы на лучшие информационные проекты по «Серебряному веку». Работы победителей будут размещены на сайте комитета, а также внесены в книгу, издающуюся по материалам исследовательских работ учащихся. В рамках конкурса будут проведены международные исследования знаний учащихся в области «Серебряного века», поэтому некоторые вопросы будут включены в государственные экзамены в различных странах мира. Мы обращаемся к школьным редакциям газет и журналов с приглашением принять участие в разработке методических, рекламных, просветительских и других печатных материалов для старшеклассников с целью ознакомления молодежи с достижениями «Серебряного века». Желаем успехов!

Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век»русской поэзии(1933).

Декаденство (лат. decadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Модернизм (фр. moderne – новейший, современный) – художественно – эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившая в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско – эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

Россия пережила три революции: 1905г., Февральскую и Октябрьскую 1917г., Русско-японскую войну гг., Первую мировую войну гг., гражданскую войну. Важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время: Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследования радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.

(от франц. impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

МОНЕ (Monet) Клод (14 февраля 1840, Париж, 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия), французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», , «Руанский собор», ).

М. Врубель. Демон. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще нет названия и которые служат лишь знаком (символов) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему»… Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он- вестник. весть его о том, что сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова- символы нашего времени.

К.Петров- Водкин. Купание красного коня. К.Петров- Водкин. Купание красного коня. Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А. Иванова, чувственной красочностью холстов Матисса… Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А. Иванова, чувственной красочностью холстов Матисса…

(Rodin) Огюст ( ), французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом ) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», ; работы для «Врат ада», с 1880, в т. ч. «Мыслитель»)

Ravel ( ), французский композитор. Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали развитию новых стилистических течений в музыке 20 века. Опера «Испанский час» (1907), опера- балет «Дитя и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепьяно (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905).

Стихи – транс. Поэт – медиум. Творчество – тайна. Символизм - выражение идей посредством символов, в поэзии – метафоричность, иносказательность, «поэзия намёков» - по словам В. Брюсова. Основоположником символизма в России был В.Я. Брюсов. Символисты ввели в поэзию понятие «симфония»(А.Белый),»ноктюрн»(Анненский), «соната»(В.Брюсов). В поэзию стали проникать и такие понятия, как «музыка слова», повторы, звукопись, звукоподражание «Старшие символисты» Брюсов Валерий Яковлевич ( гг.) Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 1942гг.) «Младшие Символисты» Блок Александр Александрович (1880 – 1921гг.) Иванов Вячеслав Иванович (1866 – 1949гг.)

Прекрасная ясность ! – вот наш девиз. Акмеизм - (греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) На смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Ахматова Анна Андреевна (Горенко)(1889 – 1966гг.) Гумилев Николая Степанович (1886 – 1921гг.) Нарбут Владимир Иванович (1888 – 1938гг.)

Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизма». Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизма». «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа.» «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа.» Теософия- мистическое учение о возможности проникнуть в тайны божественной мудрости. Теософия- мистическое учение о возможности проникнуть в тайны божественной мудрости. Оккультизм-учение, признающее существование таинственных сверхъестественных сил. Оккультизм-учение, признающее существование таинственных сверхъестественных сил.

Поэзия - не трибуна! Поэт – это только Поэт. Футуризм – ( от лат. сл. «будущее»). Маяковский Владимир Владимирович (1883 – 1930гг.) Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967гг.) Каменский Василий Васильевич (1884 – 1961гг.) Хлебников Велимир (Виктор Владимирович)(1885 – 1922гг.) Эго – футуристы Олимпов Константин Константинович (Фофанов) (1889 – 1940гг.) Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарёв) (1885 – 1941гг.)

Нет – культу стали и железа! Да – золотой бревенчатой избе! Поэзия – орнамент слова, мысли, образа народа. Поэт – певец Красоты родной страны! «Новокрестьянские» поэты (поэты есенинского круга) Есенин Сергей Александрович (1895 – 1925гг.) Клюев Николай Алексеевич (1884 – 1937гг.) Клычков Сергей Антонович (Лешенков)(1889 – 1940гг.) Орешин Пётр Васильевич (1887 – 1938гг.)

Серебряный век. Сергей Есенин.

Земля моя золотая! Осенний светлый храм! Гусей крикливых стая Несется к облакам. То душ преображенных Несчислемая рать, С озер поднявшись сонных, Летит в небесный сад.

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло Только мне не плачется- на душе светло. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог. Зацелую допьяна, изомну, как цвет Хмельному от радости пересуду нет. Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты, Унесу я пьяную до утра в кусты. И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска веселая в алостях зари.

Небо - как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.

Братья – миряне, Вам моя песнь. Слышу в тумане я Светлую весть.

Не жалею, не зову, не плачу Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшивеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенний гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, Первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать, И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому…

Дело, друзья, не в этом. Мой рассказ вскрывает секрет. Можно сказать перед всем светом, Что в Америке золота нет… (отрывок из пьесы «Страна негодяев»)

Ты такая простая, как все, Как сто тысяч других…

Мне теперь по душе и иное … И в чахоточном свете луны Через пламенное и стальное Вижу мощь я родной страны. Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.