ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Учитель английского языка МОУ СОШ 15 Кочубеевского района Г Р И Д Ч И Н А НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Advertisements

Латышева Н.Е., ст преподаватель кафедры филологии ПАПО1 Раздел 1 «Аудирование» Аудирование в формате ЕГЭ.
Составила: Илюхина Л.В. Учитель высшей категории Учитель высшей категории НОУ «Гимназия 1» НОУ «Гимназия 1» Новороссийск 2009 г. Новороссийск 2009 г.
Галялетдинов Ильмир Фаритович учитель английского языка I квалификационной категории МАОУ «Лицей-интернат 1»
Учитель английского языка МОУ СОШ 12 Арутюнян Наира Сергеевна. Интернет ресурс, используемый для определения уровня знаний и подготовки к ЕГЭ. Система.
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
Е ДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Раздел 2. Чтение.
Подготовка к ЕГЭ по чтению Общие рекомендации по использования эффективных стратегий чтения. Подготовила : учитель английского языка Подготовила : учитель.
Единый государственный экзамен по английскому языку Аудирование 2006 год.
Единый государственный экзамен по английскому языку: анализ типичных ошибок Антонова Анна Владимировна кафедра теории и практики перевода.
Где узнать о содержании и структуре ЕГЭ Кодификатор Кодификатор Спецификация Спецификация Демонстрационный вариант КИМ Демонстрационный вариант КИМ Учитель.
Итоги ЕГЭ 2006 г., перспективы дальнейшего развития экзамена.
Л.Д. Мяло, учитель французского языка ГОУ СОШ 1929.
Английский язык Экзамен в новой форме. По английскому языку Проводится для выпускников IX классов Является экзаменом по выбору.
Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по английскому языку ЧТЕНИЕ.
Аудирование Анализ экзаменационных заданий: проблемы и типичные ошибки. Краснова Е.Г учитель английского языка МОУ гимназия 1.
Цель данной работы – раскрыть основные возможные направления, общую идею организации обучения аудированию на старшем этапе изучения иностранного языка.
Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции у выпускников основной школы в экзаменационной работе предусматривается две части.
Анализ результатов репетиционного экзамена по английскому языку
Стратегии выполнения тестовых заданий раздела. Типичные ошибки.
Транксрипт:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Учитель английского языка МОУ СОШ 15 Кочубеевского района Г Р И Д Ч И Н А НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Реактивный вид речевой деятельности Реактивный вид речевой деятельности Рецептивный вид речевой деятельности Рецептивный вид речевой деятельности Непосредственное аудирование аудированиеНепосредственное ОпосредованноеаудированиеОпосредованноеаудирование Аудирование

АУДИРОВАНИЕ СЛУШАНИЕ Процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации Акустическое восприятие звукоряда

Аудирование выступает в качестве самостоятельного вида речевой деятельности в тех случаях, когда человек слушает: различные объявления, различные объявления, новости радио и телевидения, новости радио и телевидения, различные инструкции и поручения, различные инструкции и поручения, лекции, лекции, рассказы собеседников, рассказы собеседников, выступления актеров, выступления актеров, собеседника по телефонному разговору. собеседника по телефонному разговору.

Психологические и лингвистические трудности при овладении аудированием: П Р О Б Л Е М А ПРЕОДОЛЕНИЕ Сложное умение воспринимать речь на слух в одноразовом её предъявлении Постепенное обучение школьников переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить Аудирование разных источников информации В условиях школы можно только частично, приучая школьников, к восприятию речи не только учителя, но и других лиц, привлекая в большей степени ТСО, вырабатывая у учащихся привычку к восприятию речи в фонозаписи

Быстрый темп речи и различия в тембре голоса (особые трудности вызывает восприятие высокого тембра). Темп воспринимаемой речи не должен быть выше темпа внутренней речи аудитора. Как известно, темп английской речи в среднем составляет слов в минуту, а темп русской речи – слов. Диалогическая речь по сравнению с монологической (особенно в фонозаписи) тренировать учащихся в восприятии обеих форм речи

Также затрудняют понимание: длительность звучания текста; длительность звучания текста; недостаточное знание большого контекста; недостаточное знание большого контекста; сложное синтаксическое оформление воспринимаемого на слух высказывания, наличие большого числа придаточных предложений, вводных слов и т. п.; сложное синтаксическое оформление воспринимаемого на слух высказывания, наличие большого числа придаточных предложений, вводных слов и т. п.; наличие незнакомых явлений: слов, словосочетаний, новых грамматических явлений. наличие незнакомых явлений: слов, словосочетаний, новых грамматических явлений.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ ДЛЯ АУДИРОВАНИЯ 1) Опознание звукового потока; 2) Восприятие значения аудируемых единиц; 3) Выявление значимой информации в аудируемом тексте (И.А.Зимняя)

Аудирование с пониманием основного содержания текста Аудирование с пониманием основного содержания текста Аудирование с полным пониманиемАудирование пониманием Видыаудирования

В Едином Государственном Экзамене аудирование рассматривается как цель обучения

Включены задания на проверку сформированности умений следующих видов аудирования: Извлечение необходимой информации (задания А1 –А7). Извлечение необходимой информации (задания А1 –А7). Цель данного вида аудирования - вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное. При этом орфографические и грамматические ошибки не учитываются. Продолжительность звучания текстов - две минуты.

Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного. Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного. Пять человек (по секунд каждый) высказывают свою точку зрения на одну и ту же проблему (чем должна быть школа, какую одежду они носят и почему, роль английского языка в мире и т. д.) Пять человек (по секунд каждый) высказывают свою точку зрения на одну и ту же проблему (чем должна быть школа, какую одежду они носят и почему, роль английского языка в мире и т. д.) Понимание основного содержания, с извлечением основной информации. (задание В1)

В отечественной методике также используется термин детальное аудирование. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудиотекста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов. Полное понимание содержания и смысла. (задания А8 – А14)

Умения в аудировании с различными целями (для понимания основной информации, для извлечения специфической информации, для полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом!

КОМПЛЕКСНЫЕ УМЕНИЯ: умение прогнозировать развитие высказывания; умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте; умение понимать причинно-следственные связи в тексте; умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания). умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);

Умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком Вы услышите три коротких диалога. В каждом из них есть слово, которое вы, возможно, не знаете. Подумайте, в каком контексте оно встречается, решите. Что оно может означать, и выберите один из трех возможных ответов (а – с). Вы услышите три коротких диалога. В каждом из них есть слово, которое вы, возможно, не знаете. Подумайте, в каком контексте оно встречается, решите. Что оно может означать, и выберите один из трех возможных ответов (а – с). А) Вы услышите три коротких высказывания. В каждом из них одно из слов было заменено на «blablabla». После прослушивания каждого высказывания определите, какая часть речи была заменена и отметьте тот ответ, который вы считаете верным (а – с). А) Вы услышите три коротких высказывания. В каждом из них одно из слов было заменено на «blablabla». После прослушивания каждого высказывания определите, какая часть речи была заменена и отметьте тот ответ, который вы считаете верным (а – с). В) прослушайте запись еще раз и определите, какое именно слово было заменено на «blablabla». Отметьте тот ответ, который считаете верным (а – d). В) прослушайте запись еще раз и определите, какое именно слово было заменено на «blablabla». Отметьте тот ответ, который считаете верным (а – d).

Умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом

Умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение)

Умение делать выводы из услышанного

Авторами официального информационного портала ЕГЭ выделяются типичные ошибки экзаменуемых: экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах; экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах; экзаменуемые выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами. экзаменуемые выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:

При подготовке к выполнению задания базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста При подготовке к выполнению задания базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста

Внимательно прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать в задании. 1

Прочитать формулировку задания, т.е. утверждение А – G и подчеркнуть в них ключевые слова. 2

Определив эти различия, следует подумать о синонимах, потому что в аудиотексте та же мысль будет выражена другими словами, близкими по смыслу. 3

В данном задании не требуется полного понимания текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение понимать основное содержание по ключевым словам и не обращать внимания на слова, от которых не зависит это общее понимание текста (а также не пугаться незнакомых слов). 4

Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которо й есть сомнения. Задача – проверить правильность первоначальных ответов. 5

После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях. 6

В качестве тренировочного предтестового упражнения можно предложить следующее: дать учащимся прослушать аудиозапись, не показывая списка утверждений; дать учащимся прослушать аудиозапись, не показывая списка утверждений; попросить после прослушивания каждой части попробовать кратко сформулировать основное содержание прослушанного; попросить после прослушивания каждой части попробовать кратко сформулировать основное содержание прослушанного; предложить второе прослушивание, после которого предъявить учащимся список утверждений. предложить второе прослушивание, после которого предъявить учащимся список утверждений.

При выполнении задания повышенного уровня на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации А1- А7 (задание на выбор ответа из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано»- следует учитывать следующее:

Перед тем, как прослушать запись, надо внимательно прочитать текст инструкции и сами утверждения. 1

Не надо пытаться определить правильный ответ до прослушивания текста, потому что ответ зависит исключительно от содержания текста. Общие знания или догадка в данном случае могут подвести. 2

Следует продумать, какого рода информация потребуется (например, цифры, время, имена собственные, какие-то детали), чтобы определить данное утверждение как верное, неверное или вообще в тексте не затронутое. 3

Необходимо учитывать разницу между вариантом «Неверное» и вариантом «В тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит тексту, а вариант «В тексте не сказано» означает, что в тексте записи ничего не говорится по этому поводу. 4

В заданиях такого типа порядок приведенных утверждений, как правило, соответствует тому порядку, в какой информации дается в аудиозаписи. Поэтому утверждения можно читать и во время прослушивания записи. 5

Следует обратить внимание на отрицательные предложения, поскольку правильный ответ часто имеет форму утвердительного предложения, которое включает слово, противоположное по значению тому, что прозвучало в записи. 6

В конце задания могут быть вопросы более общего содержания. При ответе на них необходимо подумать о тексте всей записи целиком. 7

Во время второго прослушивания надо проверить свои ответы и не оставлять вопросы без ответов. 8

При выполнении задания высокого уровня на полное понимание текста А8 – А14 При выполнении задания высокого уровня на полное понимание текста А8 – А14 (задание на множественный выбор) следует учитывать следующие рекомендации:

Перед тем как прослушать запись, надо сначала прочитать только вопросы в задании, без предложенных вариантов ответа. 1

Найти в вопросах ключевые слова и подобрать к ним синонимы. Когда прослушивание началось, следует прекратить чтение вопросов и сконцентрировать внимание на понимании аудиозаписи. 2

Следует помнить, что во всех заданиях на множественный выбор порядок вопросов соответствует тому порядку, в каком информация появляется в тексте. 3

Во время первого прослушивания надо отметить ответы, которые вы считаете верными и возможные варианты ответа, если в отдельных случаях есть сомнения. 4

И правильные, и неправильные варианты могут включать слова и выражения из текста аудиозаписи, надо обращать внимание не столько на слова, сколько на контекст. 5

Следует быть осторожным с теми вариантами ответа, в которых встречаются те же слова и фразы, что звучат в записи. Часто это неверные варианты. 6

Правильный ответ не обязательно включает всю ту информацию, которая звучит в записи. 7

Иногда вопросы имеют общий характер, они касаются высказанных мнений, намерений автора или контекста ситуации. 8

Во время второго прослушивания надо проверить выбранные ответы и обратить внимание на ту информацию, которая была пропущена во время первого прослушивания. 9

Не следует оставлять ни один вопрос без ответа, даже если после второго прослушивания есть сомнения в правильности выбора. 10

Какие из предложенных материалов на Ваш взгляд наиболее эффективны для подготовки к ЕГЭ? Оцените по 5-балльной шкале. Аудио ресурсы из сети Интернет – 5 Материалы школьного учебника – 4,3 Прослушивание радио и ТВ программ на английском языке – 4,8 Аудиокниги – 3,2 Непосредственное общение с носителем языка - 5

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в заданиях на аудирование? Большое количество незнакомой лексики, которая мешает пониманию – 67% Мне сложнее воспринимать мужскую речь – 32% Мне сложнее воспринимать женскую речь -62% Трудность, связанная с пониманием речи носителей языка – 100% Быстрый темп речи диктора – 96% У меня не возникает трудностей с аудированием – 0 %

Полезные ссылки: BBC World Service (bbc.co.uk/worldservice )bbc.co.uk/worldservice Voice of America ( Аудио рассказы и книги и скрипты : - Learnoutloud ( - Gutenberg ( - Jazz Chantswww.learnoutloud.com/Homewww.gutenberg.org/wiki/Main_Page ( Фильмы на английском - vkontakte.ru/club vkontakte.ru/club myspace.commyspace.com - Feeds (feeds.feedburner.com/mp4).feeds.feedburner.com/mp4