« … Ровной синевою залито всё небо…». Стихотворение в прозе «Деревня» И.С.Тургенева Литература 10 класс. Гуляева Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс МБОУ «Григорьевская СОШ» 2014 г.. Название наградыУровеньРезультат Сертификат Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» Участник Сертификат.
Advertisements

И.С. Тургенев и Родина Стихотворения в прозе: «Деревня» «Русский язык»
Философские миниатюры И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа 3» И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, особенности жанра.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Урок по творчеству М. И. Цветаевой в 11 классе Автор: Голенко Т. В., учитель русского языка и литературы СШ 5, г. Макинск, Акмолинская область.
Н.А Некрасов «Крестьянские дети» Тема детства в произведении В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я замер: коснулось души.
Весенняя песня. Комплексный анализ текста 1. Весна, весна Кругом живет и дышит. Весна, весна Шумит со всех сторон! 2.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ И.С.Тургенев писал: «Если есть у Вас атлас, отыщите в нём карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению.
©Лангепас,2007. Добрый день, Дорогие коллеги. Тема урока: Стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке» 8 класс. «Песнь о собаке» 8 класс. Интерпретация.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Тема Родины в лирике Есенина Выпускницы 11 класса «Б» гимназии 1528 Коровашкиной Марии Учитель: Давыдова Наталия Борисовна.
Вторушин Станислав Васильевич. Толковый словарь русского языка( С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова) Поклон,-а,м.1.Наклонение головы или верхней части туловища.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Транксрипт:

« … Ровной синевою залито всё небо…»

Стихотворение в прозе «Деревня» И.С.Тургенева Литература 10 класс. Гуляева Н.В.

Цель урока: Создать свой вариант прочтения стихотворения в прозе, используя анализ текста. Творческое задание. Проследить, как развивается лирический сюжет стихотворения в прозе.

План урока. 1. Организационный момент. 2. Индукция. 3. «Сотворчество»: ( анализ текста) а). самоконструкция; б). образно-словесное рисование. 4. Рефлексия. 5. Оценивание работы учащихся. 6. Домашнее задание.

«Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край.»

Восприятие текста. 1.Какие чувства переживает лирический герой? 2.Развиваются ли эти чувства лирического героя или автор передал некоторую вспышку, озарение, «остановил мгновение»? 3.В каких словах, строках мы слышим авторский голос? (найди в тексте) 4.Как в словах автора обозначены тема и идея произведения?

Проверь себя! Ответ на 3 вопрос. В этих строках звучит живой авторский голос: «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать! И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь - Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?» Ответ на 4 вопрос. Тема: «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни!»

Через какие художественные образы и детали раскрывается эта тема? Как вы думаете, почему при описании портрета появляется союз «но». Работа в группах. Задание для 1 группы.

Работа в группах. Задание для 2 группы. Образ «тишины». («тишь» по тексту). Как движется и наполняется образ «тиши».Проанализируй глагольный ряд третьего абзаца.

Проверь себя! 1 группа. Образ (главный) Крепкая деревенька, живущая в покое и достатке. Галерея портретов деревенских людей: Парни Дети Деталь (отражает быт) Тесовые крыши. Шесты скворечен. Коньки на крышах. Намалёванные кувшины с цветами. русокудрые перекидываются бойкими словами зубоскалят Курчавые детские головки образы

Проверь себя! 1 группа. Молодка Старуха (образ- символ) Образ центральный в галерее портретов, выражающих особое довольство. Союз «но» уместен. Героиня прожила долгую жизнь, нелёгкую, но старуха рада жизни, людям. Круглолицая смеётся «..седая голова.., над потускневшими глазами,.. приветливо улыбаются старческие глаза, улыбается всё лицо…, седьмой десяток доживает… образы

Проверь себя! 2 группа. 1 в. Образ тишины («тишь»). «Безветрие…» «молча реют ласточки…» «собаки не лают…,смирно стоят…» «…покой…» «…тишь…» 2 в. Наполняется образ «тиши» : от тишины («…молча реют ласточки…», «собаки не лают …») к мирному течению жизни (ОВРАГ- заслон от врагов- время сделало ). пологим и обжитым

Проверь себя! 2 группа. 1 в. Образ тишины («тишь»). Синоним – МИР. Словарь В.И.Даля : МИР – отсутствие войны, лад, согласие, община крестьян все люди и весь род человеческий. 2 в. Расширяется образ до понятий «лад, согласие в жизни семьи и крестьянской общины»: «курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках». Автор и герой не просто созерцают этот ЛАД, ПОКОЙ, но как бы РАСТВОРЯЮТСЯ в них. Отсюда и восклицание: «О, тишь и благодать!»

Образно-словесное рисование «Моя деревня…» - Синоним -... Метафора - … Олицетворение –…. Эпитет – … Сравнение –… Антоним - … Создай образ!!! На родине Тургенева. Река Снежедь.

Образ России. (обратись к тексту) Задание. Наблюдаем, из каких образов вырастает образ России. Образ бескрайнего простора («…на тысячу вёрст кругом», « …на конце края земли» ). Образ русского духа ( родные запахи – «И дымком -то пахнет, и травой - и дёгтем маленько – и маленько кожей» Союз И сплетает эти ЗАПАХИ в один –»ДУХ»

Россия - земля заповедная.

Дорога к дому…

Для автора и его лирического героя РОССИЯ – земля ЗАПОВЕДНАЯ, осенённая Божьей благодатью; и потому не стоит искать спасения в других землях. Спасение души находи - в своей земле – в РОССИИ. Отсюда и тоска Тургенева по родине.

30 мая 1882 года писал Тургенев отъезжающему в его гостеприимное Спасское поэту Я.П. Полонскому : 30 мая 1882 года писал Тургенев отъезжающему в его гостеприимное Спасское поэту Я.П. Полонскому : «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня ДОМУ, ДОМУ, САДУ, САДУ, МОЕМУ ДУБУ, МОЕМУ ДУБУ, РОДИНЕ ПОКЛОНИТЕСЬ, которую я уже, вероятно, никогда не вижу». РОДИНЕ ПОКЛОНИТЕСЬ, которую я уже, вероятно, никогда не вижу». 30 мая 1882 года писал Тургенев отъезжающему в его гостеприимное Спасское поэту Я.П. Полонскому : 30 мая 1882 года писал Тургенев отъезжающему в его гостеприимное Спасское поэту Я.П. Полонскому : «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня ДОМУ, ДОМУ, САДУ, САДУ, МОЕМУ ДУБУ, МОЕМУ ДУБУ, РОДИНЕ ПОКЛОНИТЕСЬ, которую я уже, вероятно, никогда не вижу». РОДИНЕ ПОКЛОНИТЕСЬ, которую я уже, вероятно, никогда не вижу».

Рефлексия. Как же теперь открывается вам идея стихотворения в прозе и его последние строки, в которых выражено авторское понимание МИРА? Как вы думаете, почему именно «Деревней» открывается цикл «Стихотворения в прозе»? Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока? О чём заставляет задуматься данный урок?

Подготовиться к семинару по творчеству И.С. Тургенева.