КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок ; до принятия в 869 монашества Константин Философ) и Мефодий (ок ) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский- Ситнианович) ( ), белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию.
ВОЛЬФ Маврикий Осипович (польское имя Болеслав Маурыцы) [3 (15) ноября 1825, Варшава 19 февраля (3 марта) 1883, Санкт-Петербург], российский книгоиздатель и книготорговец. Он первым начал издавать серии детских и юношеских книг («Розовая библиотека», «Золотая библиотека», «Зеленая библиотека», «Русская библиотека», «Нравственные романы для юношества» и др.). В их оформлении он использовал европейский опыт, а при формировании серий учитывал психологические особенности возрастного детского восприятия. Особое внимание Вольф уделял изданию журналов для детей, наибольшей популярностью пользовалось «Задушевное слово» (название придумано И. А. Гончаровым).
НОВИКОВ Николай Иванович ( ), русский просветитель, писатель, журналист, издатель. Издавал сатирический журнал «Трутень», «Живописец», «Кошелек», выступал против крепостного права. Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал книги по всем отраслям знаний. В 1770-х гг. примкнул к масонам. По приказу императрицы Екатерины II заключен в Шлиссельбургскую крепость.
Один из зачинателей советской детской литературы. Первые детские книги: научно- популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933). Автобиографические приключенческие повести «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» Лев Кассиль
тест 1. Нечего было читать. 2. Книги были только для взрослых. 3. Детям нужны книги, которые им интересны и понятны. 4. Другое.