Ценностные Иерархии: введение в психотехнику Работа с мотивационно- ценностными системами в школьном образовании Павел Олегович Лукша к.э.н., ст.н.с. ИЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заключение Некоторые итоги рассмотрения проблемы интеграции индивида и организации.
Advertisements

Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Применение на уроках русского языка и литературы игровых форм обучения для активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся Разработан.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
«В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его от зла в последующие годы». Н.И. Ильминский.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Социогенетический подход Роль воспитания и факторов внешней среды в развитии личности Харарбахова Матрена ИП-ПС-15.
Родительское собрание. Толерантность в современной школе.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Доклад подготовлен для выступления на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
1)создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик ; 2)развитие интереса к предмету, навыков самообразования ; 3)приобщение к творческой.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
ЗАДАЧА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Комплексной задачей учебной программы является развитие ребёнка в индивидуальность, обладающую необходимыми компетенциями. Под.
Транксрипт:

Ценностные Иерархии: введение в психотехнику Работа с мотивационно- ценностными системами в школьном образовании Павел Олегович Лукша к.э.н., ст.н.с. ИЭ РАН, проф. ИБДА АНХ, исследователь Hertfordshire University

Содержание Контексты использования Теоретические основы Содержание модели Процедура выявления ЦИ Повышение групповой мотивации Процедуры коррекции ЦИ

Цели школьного образования (поверх «предметного» содержания) Учить как учиться Органично соединять обучение и воспитание

Контексты использования ценностно-мотивационных подходов Групповая мотивация: –«слушать с интересом» –«слушать внимательно» –«работать активно» –…–… «Трудные» ученики –нежелание изучать конкретные предметы –полный отказ учиться

Что может помочь? Знание о структуре предпочтений учащихся Знание о факторах внешней среды (образы, форматы, …), стимулирующих желательное поведение То есть – нам стоило бы понимать, зачем школьники ходят в школу, и какие внешние обстоятельства провоцируют их учиться хуже / лучше

Содержание Контексты использования Теоретические основы Содержание модели Процедура выявления ЦИ Повышение групповой мотивации Процедуры коррекции ЦИ

Теоретические основы модели ценностных иерархий Бихевиоризм Гуманистический подход (А. Маслоу) Когнитивный подход Макросоциологические подходы Теория обучения в коммуникации (Г. Бейтсон)

Бихевиоризм Поведение определяется рефлекторными дугами «стимул-реакция» (И. Павлов) Обучение основано на подкреплении (Ф.Скиннер) Прикладное значение (К. Прайор, …) Критика (Н. Хомский, …)

Гуманистический подход Поведение связано с пирамидой человеческих потребностей А. Маслоу (Maslow, 1943) Критика: отсутствие универсальной иерархии (Wahba, Bridgewell, 1976)

Когнитивный подход «Внутренние карты», приобретаемые через самостоятельное исследование (Э. Торндайк) и через наблюдение за другими (А. Бандура) Поведение организуется иерархией целей Роль «внутреннего настроя» (М. Зелигман)

Социологический подход (Шварц и др.) Релятивизм культурных норм и ценностных систем (Boas, 1913; Benedict, 1934; Lee, 1976) Понимание ценностей как желательных трансситуационных целей различной важности (Schwartz, Bardi, 2001) Исследование ценностей с макросоциологических позиций: выявление основных «ценностных измерений», кросс-культурные сопоставления (Bardi, Schwartz, 2003; Schwartz, Maercker, 2001; Schwartz, Bilski, 1987)

Межстрановые сравнения (Шварц, Ингльхарт и др.) Сравнительное исследование доминирующих культурных ценностей – небольшое число шкал Сглаживание разнообразия (vs «толстые хвосты»)

Консенсусное понимание ценностных систем Дуальная природа ценности: проявление через поведение И через язык / мышление Ценности имеют значение только в связи ценностными иерархиями (= разная важность) Ценности как результат индивидуального обучения в социуме

Обучение в коммуникации (Г. Бейтсон) Контексты определяются / различаются через маркеры контекста –маркер контекста – это метасообщение, позволяющее классифицировать ситуацию Контексты организованы иерархично Обучение для различения контекстов и поведения устроено иерархично

Роль маркеров контекста: игра и драка

Pavel Luksha, Anatoly Tkachev Batesonian analysis of value hierarchies and the transformation of Russia Kybernetes, vol.36, no.7/8, pp Keywords: Cybernetics, Russia, Social anthropology Модель Ценностных Иерархий

Содержание Контексты использования Теоретические основы Содержание модели Процедура выявления ЦИ Повышение групповой мотивации Процедуры коррекции ЦИ

Ценностные иерархии Уровень ценностной иерархии: –поведение –контекст поведения (стимулы обстановки = маркеры контекста) –вербальный маркер (слово-ценность) Структура ценностной иерархии –на проявление поведенческого паттерна будет влиять иерархия маркеров контекста –исследование иерархии через парные сравнения (когда один тип поведения становится важнее, чем другой)

Пример ценностной иерархии ДействиеКонтекстЦенностный критерий Мог бы помыть посуду, но не стал Мало грязной посудыЭкономить время Помыл бы посуду Мало грязной посуды и визит незнакомого человека Произвести благоприятное впечатление Не помыл бы посуду Мало грязной посуды и визит незнакомого человека и необходимость готовить ужин Достичь совершенства в приготовлении пищи Помыл бы посуду Мало грязной посуды и визит незнакомого человека и необходимость готовить ужин и негигиеничная посуда Соблюсти гигиену Не помыл бы посуду … и чрезвычайное происшествие в здании Помочь окружающим Источник: Андреас, Андреас, 2004

Ценность-поведение-контекст Делаю Х ( не делаю Х) Что провоцирует? (вижу-слышу-чувствую) Почему это важно? Теоретический вид отдельного ЦУ делаю Х не делаю Х Что провоцирует? (вижу-слышу-чувствую) Почему это важно? Практический вид Делаю что-то одно = Поведение Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Структура Ценностной Иерархии (делаю Х) не делаю Х Что провоцирует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? делаю Х (не делаю Х) Что провоцирует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? (делаю Х) не делаю Х Что провоцирует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3? Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Подчиненность уровней ЦИ Что провоцирует? (вижу-слышу-чувствую ) Что провоцирует? (вижу-слышу-чувствую ) Что провоцирует? (вижу-слышу-чувствую ) Почему это важно? выбор – из противоречий Подчиненность уровней делаю Х делаю Х (не делаю Х) (делаю Х) не делаю Х делаю Х делаю Х (не делаю Х) Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Роль стимулов обстановки Ценностная иерархия выявляется через последовательное (кумулятивное) уточнение стимулов обстановки (маркеров контекста) Стимулы обстановки = внешние И внутренние образы, звуки, ощущения и пр. –VAKOG – визуальные, аудиальные, кинестетические, олфакторные и густаторные ощущения Внимание в исследовании / коррекции ЦИ – на внешних стимулах обстановки

Содержание Контексты использования Теоретические основы Содержание модели Процедура выявления ЦИ Повышение групповой мотивации Процедуры коррекции ЦИ

Комплексное противоречивое поведение на уроке: «учусь с интересом- учусь без интереса» УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3? Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Возможный пример ценностной иерархии в анализе предпочтений ученика ДействиеКонтекстЦенностный критерий Учусь без интереса Птички за окном (аудиал) Радоваться жизни Учусь с интересом Грозные родители (аудиал – голоса) «Я должен стать человеком», отвечать пожеланиям родителей Учусь без интереса Одноклассник ущипнул (кинеститика) «Хочу, чтобы уважали», поддерживать статус Учусь с интересом Интересные, динамичные пособия (визуал / аудиал) «Больше походит на жизнь», видеть практическую пользу от занятий

Формальная схема выявления ЦИ (делаю Х) не делаю Х Что провоцирует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? делаю Х (не делаю Х) Что провоцирует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? (делаю Х) не делаю Х Что провоцирует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3?

Опросник ЦИ Делать ХНе делать ХСлово-ценность 1В: Какой VAKOG провоцировал бы «делать Х»? О: Это P В: Чем для тебя важно, когда ты «делаешь Х» и есть P? О: Это Z 2В: Есть P, какой VAKOG провоцировал бы «не делать Х»? О: Это Q В: Чем для тебя важно, когда ты «не делаешь Х», и есть Q? О: Это Y 3В: Есть P и Q, какой VAKOG провоцировал бы «делать Х»? О: Это R В: Чем для тебя важно, когда ты «делаешь Х», и есть R?

ПОПРОБУЕМ?

Нюансы процесса диагностики Нужно добраться до максимально «вижу- слышу-чувствую» (VAKOG): –если человек говорит абстрактно, нужно уточнять: «как именно ты понимаешь, что…?», «что именно ты видишь-слышишь-чувствуешь, когда …?» Нужно добраться до максимально точного слова-ценности: –не подсказывать! (насколько это возможно) –можете ли вы задать к утверждению еще один вопрос «зачем?» (о ценности, как правило, понятно, что это именно ценность) –следить за невербальными сигналами

Содержание Контексты использования Теоретические основы Содержание модели Процедура выявления ЦИ Повышение групповой мотивации Процедуры коррекции ЦИ

Повышение групповой мотивации через ЦИ Обследование: –диагностика индивидуальных ЦИ в альтернативе «желательное-нежелательное поведение» (напр. «учиться с интересом – учиться без интереса») –выявление инвариантов (маркеры контекста, ценностные слова) Использование маркеров контекста Использование ценностных слов для выявления дополнительных маркеров Коррекция негативных уровней

Повышение групповой мотивации: использование «маркеров контекста» УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3? Информация для прямой оптимизации преподавания в соответствии с индивидуальными и групповыми ценностями учащихся 1. обеспечить наличие внешних стимулов, поддерживающих учебный процесс 2. ограничить / убрать внешние стимулы, блокирующие учебный процесс

Повышение групповой мотивации: использование ценностных слов УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3? Информация для оптимизации преподавания 1. выявить инварианты ценностных слов на «+» уровнях 2. выявить, ЧТО ЕЩЕ (VAKOG) ассоциируется с данными ценностными словами 3. обеспечить присутствие дополнительных стимулов, соответствующих ценностным словам

ПОПРОБУЕМ?

Содержание Контексты использования Теоретические основы Содержание модели Процедура выявления ЦИ Повышение групповой мотивации Процедуры коррекции ЦИ

Процесс воспитательной работы через реверс негативных уровней Ценности «трансситуационны», поэтому: Подбирая стимулы обстановки к наперед заданному слову-ценности, можно получить любой тип желаемой активности Процесс «реверса»: –определение ценности на негативном уровне –вопрос: что дополнительное возникает, чтобы (при наличии «негативного» VAKOG) «делался Х» так, чтобы реализовалась ценность Y?

Пример: ценностный уровень с негативной активностью ЛЕЖАТЬ НА ДИВАНЕVAKOG-1ОТДЫХ Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Пример (2): ценностный уровень с позитивной активностью ЛЕЗТЬ НА ЭВЕРЕСТVAKOG-2… Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Пример (3): «реверс» ценностного слова ЛЕЗТЬ НА ЭВЕРЕСТ VAKOG-1 + VAKOG-3ОТДЫХ Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Воспитательная работа «внутри» учебного процесса УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? УЧУСЬ БЕЗ ИНТЕРЕСА Что провоцирует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3? РЕВЕРС «НЕГАТИВНОГО» УРОВНЯ ЦИ Источник: А.Ткачев (Metapractice)

Использование скорректированной ЦИ: гипермотивация УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу1-слышу1-чувствую1) Почему это важно1? УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу2-слышу2-чувствую2 ) Почему это важно2? УЧУСЬ С ИНТЕРЕСОМ Что способствует? (вижу3-слышу3-чувствую3 ) Почему это важно3? Формирование и управление учебной гипер- мотивацией Источник: А.Ткачев (Metapractice)

ПОПРОБУЕМ?

ОБСУДИМ?

Дополнительные материалы С. Андреас, К. Андреас «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами», глава «Сдвиг значимости критериев» А. Ткачев «Управление предпочтениями через шкалу их доминирования» P. Luksha, A. Tkachev Batesonian Analysis of Value Hierarchies and The Transformation of Russia, Kybernetes Vol.36, No.7/8