Творческий проект Автор: учитель изобразительного искусства Галактионова Е.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКОУ «Шатровская СОШ» СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории,Топычканова Галина Александровна.
Advertisements

Андреева И.А. 2008г. Гжель – название народного «сине-белого» гончарного промысла, керамический центр России Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки,
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года.
Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье.
ГЖЕЛЬ
Гжель Гжель – высокохудожественный фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому.
Гжель! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветешь, не увядая, Полыхая голубым. В этом пламени чудесном, Вижу буйный твой расцвет. В сочетании.
Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется.
Русский народный промысел – это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение.
Гжельская керамика. Элементы росписи гжели: геометрические; геометрические; растительные (роза, листья); растительные (роза, листья); животные (птица);
Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго- востоке Московской области, включающая несколько десятков.
Школа народного искусства Народное искусство называется декоративно-прикладным, потому что в нём красота дополняется полезностью Народное искусство – это.
Урок - презентация в 5 классе по ИЗО программа Б. М. Неменского. Автор: Федина Екатерина Александровна.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ 5 класс Автор : Ганиева Е.А.Учитель ИЗО Сочи,2014 год. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ 5 класс Автор : Ганиева Е.А.Учитель.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известна всем в народе ее названье.
801 год – московскому княжеству (1299) 391 год – Московской губернии (1709) 81 год – Московской области (1929)
Презентация ученицы 9 класса Плохотюк Анастасии. Гжель - изделия народной художественной керамики по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел.
Гжель один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной.
Современные системы художественного образования. История промысла Гжель один из старейших Гжель один из старейших центров русского народного центров русского.
Урок: Изобразительное искусство. Тема: » Гжель»Класс 3. Подготовила: учитель начальных классов Горячёва О.В. МОУ « Медновская СОШ».
Транксрипт:

Творческий проект Автор: учитель изобразительного искусства Галактионова Е.Г.

1. Развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся 2. Приобщение учащихся к народному профессиональному декоративному искусству, к его художественному языку.

1. Обучающие : Дать информацию учащимся о Гжельском народном промысле, о истории и современном производстве, мотивах и формах, приемах росписи. 2. Воспитательные : Воспитание чувства уважения и гордости к художественным традициям русского народа. 3. Развивающие : Развитие чувства композиции внимания, памяти. Формирование творческой активности.

Гжель – это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный р - он из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века. 680 лет. А может больше ? Самые древние здешние находки – обломки глиняных сосудов, украшенных так называемым « ямочным » орнаментом археологи датируют … IV тысячелетием до н. э. Однако первые документальные упоминания о поселении на берегах Гжелки найдены среди грамот Ивана Калиты. Началом здешнего искусства ученые считают 1339 г

Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрыва - ли ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел ? Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили : « Не землей мы кормимся : глина наша - золото !» М. В. Ломоносов, изучавший и этот вопрос, писал : «… едва ли есть земля.. где на свете … между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская.. которой нигде я не видел белизною превосходнее ». Значит второе - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.

В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь раз - вивалась целая крестьянская про - мышленность – майоликовая, фа - янсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже цар - ский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Поначалу колорит строился на пятицветии : белый фон акценти - ровал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подража - ние Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком !. Ученые делят историю крестьян - ского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.

Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредо - точилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью.

Роспись могла быть под и надглазур - Ной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись : синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны !.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир ! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.

Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная ( кобальтом ). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объедине - ние « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобща - ют к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж

Среди мастеров есть выпускники Высшего художественно – промыш - ленного училища, Химико - техноло - гической академии, и Абрамцев - ского училища Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов ). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт : в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.

Современная технология Строится так : формовка ( литье в гипсовых формах ), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей : мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи.

А какие неповторимые цветы ! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происхо - дят при окончательном обжиге при 1350 градусов С. Так глазурь стано - вится прозрачной как стекло, а кобальт меняет свой цвет

Рекомендуемая литература для учащихся : « Маленькие чудеса » Н. В. Тарановская « Искусство Гжели » Р. Р. Мусина « Юный художник » г. « Альбом, синяя гжель » Мозаика – синтез. Используемые ресурсы : / / Набор открыток « Гжель ». Издательство « Планета » 1980 г