Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила Шовкомуд Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Advertisements

Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814Г. – 1841Г.) ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР,6Б КЛАСС Стихотворение «Тучи»
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Вольнолюбивые мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Тучи»
Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1.
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще.
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
Тема : М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений « Тучи », « Утёс » Автор Бут Наталья Александровна, учитель МОУ « Вейделевская СОШ » п. Вейделевка Белгородской.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
Что такое имя прилагательное? Ответ: имя прилагательное это – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Филологический анализ текста Колесникова Е.В. учитель русского языка и литературы.
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Исследовательская работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес» Подготовила учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «СОШ 13 г.Зеленокумска»
Одиночество и странничество – понятия-символы поэзии М.Ю.Лермонтова. Они выражаются через образы-символы. Зрительные впечатления преобразуются в лирическое.
Транксрипт:

Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес». 6 класс (Обучение анализу стихотворения) Презентацию подготовила Шовкомуд Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой Шовкомуд Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой

Прослушайте стихотворение «Тучи» Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Подберите определения к слову «тучи» Подберите определения к слову «тучи» темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые темные, тяжелые, серые, дождевые, свинцовые, огромные, унылые Какие ассоциации у вас возникают к слову «тучи»? Какие ассоциации у вас возникают к слову «тучи»? дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо дождь, темно, пасмурно, грустно, скучно, тоскливо

Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение. Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое настроение. Прочитав название, мы можем предположить, что это стихотворение о природе. Прочитав название, мы можем предположить, что это стихотворение о природе.

Прочитаем начало стихотворения: Прочитаем начало стихотворения: Тучки небесные… Тучки небесные… Подберите прилагательные к слову «тучки»: Подберите прилагательные к слову «тучки»: легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые… легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые… Слова-ассоциации: Слова-ассоциации: Небо, лето, солнце, радуга… Небо, лето, солнце, радуга… Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? Беззаботное, легкое, игривое… Беззаботное, легкое, игривое…

Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают читателя совсем на другой лад: Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную картину природы и настраивают читателя совсем на другой лад: вечные странники… вечные странники… Кто такой странник? Кто такой странник? Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок… Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок…

В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»; В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»; и тучки, и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером». и тучки, и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером». Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество. Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.

Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые стали причинами изгнания (назовите такие вопросы) Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы, с которыми сталкивается в жизни человек, которые стали причинами изгнания (назовите такие вопросы) Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Или друзей клевета ядовитая?

Задумаемся, какая Задумаемся, какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта. из возможных причин изгнания самая горькая для поэта. «Друзей клевета ядовитая». «Друзей клевета ядовитая». Почему? Почему?

Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Он завидует тучкам? Он завидует тучкам? Жалеет их? Жалеет их? Сочувствует им? Сочувствует им?

В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники» В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники» Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...» Строфа начинается прямым отрицанием: «Нет...» Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные», не может им быть изгнания. Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные», не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества? Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества? Тучки – странники Тучки – странники Олицетворение Олицетворение Степью лазурною, цепью жемчужною Степью лазурною, цепью жемчужною Метафоры, эпитеты Метафоры, эпитеты С милого севера в сторону южную С милого севера в сторону южную Эпитет (родной город на севере) Эпитет (родной город на севере) Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные Нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные Метафорические эпитеты Метафорические эпитеты

Вывод В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения. В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.

Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения: Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений

Прочитаем еще одно стихотворение УТЕС УТЕС Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

О чем это стихотворение? О чем это стихотворение? Назовите двух героев. Назовите двух героев. Утес и тучка Утес и тучка Речь идет о природных явлениях? Речь идет о природных явлениях? о душах и судьбах человеческих о душах и судьбах человеческих

Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворения ТУЧКА Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Тучка (уменьш. суффикс) Тучка (уменьш. суффикс) Золотая (эпитет) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Умчалась (олицетворение) Весело (эпитет) Весело (эпитет) Играя (олицетворение) Играя (олицетворение) По лазури (метафора) По лазури (метафора) Ассоциации Ассоциации лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая молодость, беззаботность молодость, беззаботность солнце, чистое небо, радость бытия и т.д солнце, чистое небо, радость бытия и т.д

УТЕС Лексическая цепочка с указанием выразительных средств Лексическая цепочка с указанием выразительных средств утёс-великан (эпитет) утёс-великан (эпитет) влажный след (эпитет) влажный след (эпитет) морщина (олицетв.) морщина (олицетв.) старый (эпитет) старый (эпитет) одиноко (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) плачет (олицетв.) Ассоциации Ассоциации тяжёлый, тёмный, неподвижный тяжёлый, тёмный, неподвижный несчастный несчастный старость, разлука старость, разлука одиночество одиночество слезы слезы

Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен. Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен. это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов). это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов). светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури". светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури". образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.

"Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась". "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась". Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие". Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".

Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно- ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает. Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно- ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает. Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.

"Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой". "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой". Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе". Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".

В чем же главный смысл стихотворения? В чем же главный смысл стихотворения? Одиночество Одиночество ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне". ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне". Почему "тихонько"? Почему "тихонько"? Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко… Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко…

А как мы теперь относимся к "тучке"? А как мы теперь относимся к "тучке"? Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе? Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе? А какие чувства испытываем к утесу? А какие чувства испытываем к утесу? Жалость, сочувствие. Жалость, сочувствие. Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения

Домашнее задание. Домашнее задание. Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»по плану: Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»по плану: Выявить ключевые образы. Выявить ключевые образы. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. Дать истолкование стихотворения. Дать истолкование стихотворения. Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания. Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов Сделать вывод. Сделать вывод.

Использованные ресурсы Использованные ресурсы Новые подходы к школьному анализу поэтического текста Новые подходы к школьному анализу поэтического текста