МБОУ «Вырицкая средняя общеобразовательная школа 1» Гатчинского муниципального района Ленинградской области учитель русского языка и литературы высшей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Advertisements

ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Риторические фигуры Неполные предложения градация инверсия параллелизм повтор.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
(от греч. «образ») – это обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слов в переносном значении с целью особой образности, изобразительности.
Выполнение части В (В 8). Перед вами рецензия, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
2011 г. Работу выполнила педагог дополнительного образования Аматокова О.А. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» МОУ ДОД«Дом детского творчества»
Урок по русскому языку в 5 кл. ЦЕЛИ УРОКА: 1.Развивать устную и письменную речь уч-ся, раскрыть понятие ключевые слова, образные выражения, показать.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Транксрипт:

МБОУ «Вырицкая средняя общеобразовательная школа 1» Гатчинского муниципального района Ленинградской области учитель русского языка и литературы высшей категории Филиппова Наталья Владимировна 2013 год

1. Предметные: - актуализировать знания по темам «Тропы», «Метафора»; - познакомить с основными видами метафор. 2. Метапредметные: - формировать УУД, направленные на нахождение тропов в авторских текстах и создание собственных текстов с использованием метафор; - развивать ассоциативно-образное, творческое мышление, умение проводить аналогии. 3. Личностные: - развивать систему ценностных отношений к родному языку - воспитывать уважение к внутреннему миру, творческим поискам и душевным переживаниям другого человека.

Ход урока 1. Приглашение к уроку МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Метафора - это отличительный признак гения, ибо способность образовать хорошую метафору есть способность распознать сходство. Аристотель Быть может, всемирная история – это история нескольких метафор… Борхес

2. Индуктор Сальвадор Дали «Постоянство памяти» Метафора - это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл.

Александр Грэхем Белл – идея телефона Томас Эдисон изобрёл фонограф Эйнштейн теория относительности

(лат. « очертание », « внешний вид » ) синтаксические средства выразительности: - риторический вопрос - риторическое восклицание - риторическое обращение - инверсия - лексический повтор - анафора, эпифора - синтаксический параллелизм и др. (греч. « оборот », « поворот » ) лексические средства выразительности: - метафора - метонимия - синекдоха - эпитет - сравнение - олицетворение - гипербола и др.

(греч. «аutos» - сам + «logos» - слово) употребление слов в прямом, непереносном значении (греч. «meta» – через, после, за + «logos» - слово) употребление слов в переносном значении

3.Обращение к новой информации и её обработка Основные виды метафор - глагольная («дышит полдень») - вещественная («ярким солнцем в лесу пламенеет костёр») -стёртая, привычная = экс-метафора («часы идут», «время бежит») - развёрнутая («И вот мне приснилось, что сердце моё не болит./ Оно - колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае…») -индивидуально-авторская («пожар сердца», «облако в штанах» - В. Маяковский) - реализованная («Вот так я сделался собакой» - В. Маяковский) - метафорический эпитет («грустно-сиротеющая земля»)

Подвиды метафоры олицетворениеметонимия синекдоха

- слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате такого переноса создаётся художественный образ. Например: Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. (А.А.Фет)

В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть… С.Есенин

- разновидность метафоры, приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Например: Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.А.Фет)

- разновидность метафоры, замена одного слова другим на основе смежности двух предметов, понятий и т.п., метонимия может связывать следующие пары понятий: часть - целое, вещь - материал, содержимое содержащее, носитель свойства свойство, творение творец. Например: Я три тарелки съел (И.А.Крылов) - разновидность метонимии, троп, состоящий в переносе наименований: меньшего вместо большего, большего вместо меньшего, части вместо целого, целого вместо части. Например: Забыли русский штык и снег, Погребший славу их в пустыне. (А.С.Пушкин)

Как же рождается метафора? Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть… Б. Пастернак

Б. Пастернак о метафоре говорил так: «Метафора – естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись ее духа».

Рождение метафоры происходит путём ассоциативного сравнения = переноса значений, аналогии. Одиночество

Река времени

Пламя танцует

Дождь плачет

Зеркало

Серебряные узоры

Бриллианты дождя

4.Промежуточная рефлексия Легко ли увидеть метафору ? Как « найти » метафору ? Смогу ли я создавать метафоры ?

5.Создание творческого продукта I вариант – буриме: литературной игрой на заданные темы увлекались поэты, попробуйте и вы свои силы; напишите стихотворение по одной из заданных рифм, используя метафоры и метафорические эпитеты. (см. Приложение 2) II вариант – напишите текст, основанный на развёрнутой метафоре III вариант – нарисуйте метафору (Учащиеся работают над заданием 20 минут, выбрав по желанию вариант или варианты).

6. Социализация – презентация творческого продукта ( по желанию )

7.Вывод (слово учителя или ученика): Метафоризация – один из главных и неиссякаемых источников языкового развития, благодаря которому создаются яркие образы, так как образность лежит в ее основе. Основной принцип создания метафоры – сравнение, но не обычное, а аналогия, т.е. сравнение объектов принципиально несходных, разноплановых.

8.Общая рефлексия Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе мастерской? Что оказалось для вас важным: ваши личные ощущения, ваше настроение, создание творческой работы, презентация творческой работы, общение? Что заинтересовало, удивило, заставило задуматься? Поняли ли смысл эпиграфов к уроку? …

9. Домашнее задание : выучить ( повторить ) термины ( см. Приложение 3); выполнить творческое задание другого варианта.