МБОУ «Вырицкая средняя общеобразовательная школа 1» Гатчинского муниципального района Ленинградской области учитель русского языка и литературы высшей категории Филиппова Наталья Владимировна 2013 год
1. Предметные: - актуализировать знания по темам «Тропы», «Метафора»; - познакомить с основными видами метафор. 2. Метапредметные: - формировать УУД, направленные на нахождение тропов в авторских текстах и создание собственных текстов с использованием метафор; - развивать ассоциативно-образное, творческое мышление, умение проводить аналогии. 3. Личностные: - развивать систему ценностных отношений к родному языку - воспитывать уважение к внутреннему миру, творческим поискам и душевным переживаниям другого человека.
Ход урока 1. Приглашение к уроку МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора - это отличительный признак гения, ибо способность образовать хорошую метафору есть способность распознать сходство. Аристотель Быть может, всемирная история – это история нескольких метафор… Борхес
2. Индуктор Сальвадор Дали «Постоянство памяти» Метафора - это диалог смыслов, в результате которого рождается новый смысл.
Александр Грэхем Белл – идея телефона Томас Эдисон изобрёл фонограф Эйнштейн теория относительности
(лат. « очертание », « внешний вид » ) синтаксические средства выразительности: - риторический вопрос - риторическое восклицание - риторическое обращение - инверсия - лексический повтор - анафора, эпифора - синтаксический параллелизм и др. (греч. « оборот », « поворот » ) лексические средства выразительности: - метафора - метонимия - синекдоха - эпитет - сравнение - олицетворение - гипербола и др.
(греч. «аutos» - сам + «logos» - слово) употребление слов в прямом, непереносном значении (греч. «meta» – через, после, за + «logos» - слово) употребление слов в переносном значении
3.Обращение к новой информации и её обработка Основные виды метафор - глагольная («дышит полдень») - вещественная («ярким солнцем в лесу пламенеет костёр») -стёртая, привычная = экс-метафора («часы идут», «время бежит») - развёрнутая («И вот мне приснилось, что сердце моё не болит./ Оно - колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае…») -индивидуально-авторская («пожар сердца», «облако в штанах» - В. Маяковский) - реализованная («Вот так я сделался собакой» - В. Маяковский) - метафорический эпитет («грустно-сиротеющая земля»)
Подвиды метафоры олицетворениеметонимия синекдоха
- слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В результате такого переноса создаётся художественный образ. Например: Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. (А.А.Фет)
В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть… С.Есенин
- разновидность метафоры, приём, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных. Например: Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.А.Фет)
- разновидность метафоры, замена одного слова другим на основе смежности двух предметов, понятий и т.п., метонимия может связывать следующие пары понятий: часть - целое, вещь - материал, содержимое содержащее, носитель свойства свойство, творение творец. Например: Я три тарелки съел (И.А.Крылов) - разновидность метонимии, троп, состоящий в переносе наименований: меньшего вместо большего, большего вместо меньшего, части вместо целого, целого вместо части. Например: Забыли русский штык и снег, Погребший славу их в пустыне. (А.С.Пушкин)
Как же рождается метафора? Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть… Б. Пастернак
Б. Пастернак о метафоре говорил так: «Метафора – естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными озарениями. Это и есть поэзия. Метафоризм – стенография большой личности, скоропись ее духа».
Рождение метафоры происходит путём ассоциативного сравнения = переноса значений, аналогии. Одиночество
Река времени
Пламя танцует
Дождь плачет
Зеркало
Серебряные узоры
Бриллианты дождя
4.Промежуточная рефлексия Легко ли увидеть метафору ? Как « найти » метафору ? Смогу ли я создавать метафоры ?
5.Создание творческого продукта I вариант – буриме: литературной игрой на заданные темы увлекались поэты, попробуйте и вы свои силы; напишите стихотворение по одной из заданных рифм, используя метафоры и метафорические эпитеты. (см. Приложение 2) II вариант – напишите текст, основанный на развёрнутой метафоре III вариант – нарисуйте метафору (Учащиеся работают над заданием 20 минут, выбрав по желанию вариант или варианты).
6. Социализация – презентация творческого продукта ( по желанию )
7.Вывод (слово учителя или ученика): Метафоризация – один из главных и неиссякаемых источников языкового развития, благодаря которому создаются яркие образы, так как образность лежит в ее основе. Основной принцип создания метафоры – сравнение, но не обычное, а аналогия, т.е. сравнение объектов принципиально несходных, разноплановых.
8.Общая рефлексия Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе мастерской? Что оказалось для вас важным: ваши личные ощущения, ваше настроение, создание творческой работы, презентация творческой работы, общение? Что заинтересовало, удивило, заставило задуматься? Поняли ли смысл эпиграфов к уроку? …
9. Домашнее задание : выучить ( повторить ) термины ( см. Приложение 3); выполнить творческое задание другого варианта.