РОЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Соколова Елена Юрьевна КОУ «Школа 18» г.Омск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Advertisements

Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Мастер - класс Колодкина Елена Владимировна, воспитатель класса, высшая квалификационная категория МОУ Лицей 9 г. Слободского 2010 г.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Муниципальное образовательное учреждение «Информационно- методический центр» Чистоозерное 2009.
Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
Д О К Л А Д КАК СТИМУЛИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ?. ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ. ПОЧЕМУ НЕ ХОТЯТ? Это вопрос вопросов. В чем же причины? Их немало. В каждом конкретном.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. Почему же не хотят? Это вопрос вопросов?
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей.
Как повысить мотивацию к обучению?. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Организация ситуации успеха на уроке. «В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его.
«В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его от зла в последующие годы». Н.И. Ильминский.
«Психолого-педагогическая поддержка детей с отклонениями в поведении».
ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, ПРОИЗВОЛЬНО НАПРАВЛЯЕМОЕ ВЗРОС ЛЕНИЕ РЕБЕНКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ (ДУХОВНО- ПРАКТИЧЕСКОМ) ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Методы стимулирования положительного поведения. Смысл и общий механизм методики стимулирования Воспитание осуществляется через организацию деятельности.
Транксрипт:

РОЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Соколова Елена Юрьевна КОУ «Школа 18» г.Омск 2013 г.

Под влиянием каких обстоятельств формируется личность? Это прежде всего биологические факторы. Среди них отметим наследственные и врождённые.

Наследственные особенности человека объясняются своеобразным сочетанием тех качеств, которые достаются ребёнку от отца и матери: некоторые вариации общей формы и комплекции тела, цвета кожи, строения лица, цвета волос и глаз, а также нервной системы и темперамента человека.

Что касается врождённых особенностей, они возникают во время внутриутробного развития плода под влиянием своеобразного сочетания физических, химических и биологических условий. В результате может родиться совершенно здоровый ребёнок или больной, или имеющий какие-либо отклонения в состоянии и развитии тех или иных тканей (например, пятна на коже) или органов, и в частности мозга.

Другие факторы, влияющие на развитие человека. широкое социальное окружение и микросреда;

И наконец, отметим своеобразное влияние на ребёнка обучения и воспитания в школе и дома. Сила педагогического влияния определяется тем, насколько точно, полно и умело педагоги учитывают и используют влияние на детей всех вышеназванных факторов и особенно собственной деятельности и общения школьников е самом широком смысле.

Основу качества личности составляет некоторое отношение. В основе честности и нечестности лежат определённые, хотя и противоположные отношения к чужой собственности; дисциплинированность это отношение к установленным порядкам. Всё это нравственные отношения. Но можно говорить и об эстетических, экологических и других отношениях как качествах личности. Именно отношения ребенка главный предмет заботы воспитателя.

Отношение это установившаяся и закрепившаяся в психике человека своеобразная связь с объектами окружающего мира. Сложившееся качество личности представляет три формы: убеждение (рациональное отношение); стереотип поведения (привычка); чувство, переживание, мотив деятельности.

Любая деятельность выглядит так: пробудившаяся потребность пробудившаяся потребность возникший мотив возникший мотив цель цель план действий план действий последовательные действия последовательные действия коррекция (при необходимости) коррекция (при необходимости) полученный результат. полученный результат.

Имея в виду воспитание детей, А.С. Макаренко написал так: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он создаёт в каждый момент определённые изменения личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им задача воспитателя (Макаренко А.С. Соч. М., Т. 4. С. 20).

Место стимулирования в педагогическом процессе. Ключевая роль стимулирования в обучении и воспитании.

Воспитание: образование мотива побуждения к деятельности включение в полезную деятельность возникновение социально-ценных отношений образование положительных качеств личности воспитанность личности.

Обучение: образование мотива побуждения к учению включение в учебную деятельность (исследование, восприятие, осмысление, запоминание, применение) обретение знаний, умений, навыков, опыта познания обученность и образованность личности.

Для того чтобы включить ребёнка в полезную для его развития деятельность и обеспечить его правильные отношения с окружающими людьми, надо вызвать у него желания действовать и взаимодействовать с окружающим миром. Мотив это внутреннее побуждение. А чтобы вызвать его, необходима продуманная система стимулирования деятельности детей. Стимулирование положительной деятельности и полезных отношений детей имеет ключевое значение в успехе учебно-воспитательного процесса.

Насилие над детьми и физические наказания (когда бьют, дают подзатыльники и пощечины, ставят на колени и т.д.). Оставление в школе без обеда. Самовольное значительное расширение педагогом обязательного учебного времени ученика за счёт его свободного времени. Запугивание (например, в виде зловещих высказываний учителя или «вызова к директору»). Бесконечные проработки ученика с привлечением других школьников, родителей и т. д. Занесение детей в некие «черные списки» с последующим ограничением их прав или ущемлением некоторых жизненных перспектив. Уговаривание и упрашивание. Натравливание сильных детей на слабых, чтобы заставить их учиться или «правильно» себя вести. Требования, предъявляемые учителями родителям, чтобы воздействовали на детей) дома. Давление с той же целью на родителей через различные государственные организации (например, письма на их работу!).

Типичные причины ложного стимулирования: Первая причина недостаточная психологическая и педагогическая компетентность некоторых работников школы. Пользуясь подобными средствами, они не знают, что используемые ими приёмы приносят больше вреда, чем пользы. Они не изучили и не освоили в собственном опыте рациональные, полезные и эффективные способы стимулирования деятельности школьников. Первая причина недостаточная психологическая и педагогическая компетентность некоторых работников школы. Пользуясь подобными средствами, они не знают, что используемые ими приёмы приносят больше вреда, чем пользы. Они не изучили и не освоили в собственном опыте рациональные, полезные и эффективные способы стимулирования деятельности школьников. Втором причина склонность к психологическим и педагогическим манипуляциями. Психологическую манипуляцию можно определить как использование способов идеологического и духовно-психологического воздействия педагога на сознание школьников для скрытого навязывания им каких-либо намерений, не совпадающих с их актуально существующими желаниями. Манипулятор обычно навязывает другим людям некоторые намерения, действия и поведение с целью собственной психологической выгоды. Втором причина склонность к психологическим и педагогическим манипуляциями. Психологическую манипуляцию можно определить как использование способов идеологического и духовно-психологического воздействия педагога на сознание школьников для скрытого навязывания им каких-либо намерений, не совпадающих с их актуально существующими желаниями. Манипулятор обычно навязывает другим людям некоторые намерения, действия и поведение с целью собственной психологической выгоды.

История образования говорит нам, что учителя всегда стремились побудить детей успешно учиться и прилежно вести себя. Однако среди многих полезных находок в педагогическом опыте накопилось немало предрассудков, до сих пор затрудняющих эффективное обучение и воспитание. С высоты современной педагогики, опирающейся на последние достижения психологической науки, видно, что многие привычные в школе, да и в домашнем обучении и воспитании детей средства стимулирования уже безнадёжно устарели и должны быть изъяты из учебно - воспитательного процесса. Ложное стимулирование приводит лишь к формальному выполнению детьми своих обязанностей и разрушает их отношения прежде всего с самими педагогами. Распространённость ложного стимулирования объясняется как некомпетентностью некоторых школьных работников, так и их склонностью к манипулированию подчиненными. Вред ложных стимулов для обучения и воспитания становится всё более очевидным.