«Страницы истории» «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» Эсхил (ок. 525 – 456 до н.э.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древняя Греция. Третий – лишний Метеки, переселенцы, граждане. Фермопилы, Саламин, Марафон. Солон, Фемистокл, стратег. Зевс, Олимпийские игры, Арес. Афина,
Advertisements

Древняя Греция. Древняя Греция. Культура. Культура.
В Афинском театре. Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков.
В V в. до н.э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом древнем государстве в управлении не участвовало так.
БРЕЙН-РИНГ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Вопрос 1 Каковы были основные источники рабства в Древней Греции? Каковы были основные источники рабства в Древней Греции?
Древние греки, античные греки. Многим прославились греки навеки! Даже порой удивленье берет Ну, до чего ж знаменитый народ!
Обучение и образование в Древней Греции Выполнил студент 1 группы 2 курса факультета математики Бушуев Михаил.
История олимпийских игр. Древняя Греция Олимпийские игры продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться.
6 класс Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима Период античности - VIII в. до н. э. – V вв. н. э.
Работу выполнил Дрянных Максим 7 б. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus.
Работу выполнил Ученик 5 «В» класса Цыганов Антон.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Древние греки прославились своим искусством во всём мире. Архитектура, скульптура, художественное слово Древней Греции оказали огромное влияние на развитие.
Олимпийские игры 1. Имя греческой девушки х летний период. 3. Национальный праздник Греции. 4. Спортивный праздник.
Работу выполнила учитель начальных классов МОУ «Гимназия 8» МОУ «Гимназия 8» г. Энгельса Саратовской области г. Энгельса Саратовской области Россошанская.
Античная литература Презентация Рубиновой Раисы, ученицы 8«В» класса.
Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
ГОРОД-ГОСУДАРСТВО. ПОЛИС АФИНЫ Полис – и город и государство, т.е. город и его окрестности, ограниченные ландшафтом местности стр. 27 -в какой части Греции.
#81 9 : Земледельцы, ремесленники, рыбаки – это… Demos (народ) Управление, Она есть у царя Kratio (власть) Демократия – власть народа Демократия.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Воспитание гражданина Греческая наука Олимпийские игры Лица Архитектура.
Транксрипт:

«Страницы истории» «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» Эсхил (ок. 525 – 456 до н.э.)

Вопросы для учащихся Что вы знаете о: Семье, жилище, костюме и религии Древней Греции? Олимпийских праздниках? Музыке и танцах Древней Греции? Фригидарии? Назовите известных историков, драматургов и ученых Древней Греции.

«Особенности жизни греков» Территория Древней Греции была заселена сто тысяч лет тому назад. Греки дали миру выдающуюся культуру, в основе которой лежали мифология и религия, гениально синтезированные великим Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея». Из поколения в поколение мудрость народа передавались его великими сынами: историки – Геродот, Фукидид, Плутарх; баснописец Эзоп; драматурги – Еврипид, Аристофан и Менандр, Сократ и Демокрит, Платон и Аристид и многие другие « Счастливейшим из людей, чистосердечно говорил Солон Крезу, - я считаю афинянина Телла» Изумленный Крез поспешно спросил: «Почему же Телла считаешь ты счастливейшим?» Солон отвечал: «Во – первых, родное государство Телла было счастливо; он имел прекрасных детей и дожил до той поры, когда у всех них дети родились и благополучно выросли; во-вторых, средства к жизни у него были, по нашим понятиям, достаточные, а кончил он дни свои славною смертью, именно: во времена сражения афинян с соседями он при Элевсине помог своим обратить врагов в бегство, но и сам пал мужественною смертью; афиняне похоронили его на государственный счет на том самом месте, где он пал, и почтили высокими почестями»

Семья и брак. В первобытные времена греческая семья значительно отличалась от того, чем она сделалась позже, в V и в IV столетии. Первоначально она была многочисленна, и все ее члены жили вместе, под одной кровлей. Глава семейства обладал огромной властью. Им обыкновенно был отец. Если отец умирал, все власть переходила к старшему сыну. Кроме того отец пользовался безусловной властью над жизнью и смертью своих детей. Отец мог продать своих дочерей не спрашивая у них согласия, и даже если они были не виновны, а он просто нуждался в деньгах. В Афинах в VIIIв., рассказывали об отце отдавшем свою дочь, в наказание за ее дурное поведение, на съедение лошади. Старые законодатели, Солон, Питтак и Харонд, признавали за отцом право изгнать сына из дома за непочтительное отношение к нему. По Гомеру, брак является договором между двумя главами семейств, причем в большинстве случаев при этом не заботясь справляться о согласии будущих супругов. Подарки, предлагавшиеся женихом своему будущему тестю, являлись настоящей покупною платой; иногда молодая девушка даже подвергалась как бы аукционной продаже. Первою домашнею обязанностью женщины было послушание. Муж становился господином своей жены. «Женщину украшает молчание». Гомер (предположительно от XII по VII в до н.э.)

Брак был священной церемонией, имевшей целью посвятить молодую девушку в культ ее новой семьи. Церемония бракосочетания проходила не в храме, а дома, под покровительством домашних богов. Первым следствием брака было полное подчинение женщины авторитету мужа. Муж даже имел право выбирать ей, перед своей смертью, другого мужа. Словом она, в течение всей жизни, считалась как бы несовершеннолетнею. Человек оставшийся безбрачным, становился виновным в двойном преступлении по отношению ко всему обществу. Платон («Законы») требует, чтобы женились между годами. Всякий пренебрегший этой обязанностью, должен будет платить ежегодно пенсию, чтобы он не воображал, что положение холостого удобно выгодно; кроме того, он будет лишен всех почестей, воздаваемых молодежью пожилым людям. «В дом свой супругу вводи Как в возраст придешь подходящий До 30 не спеши, но и за 30 долго не медли Все обгляди хорошо, чтоб не на смех Соседям жениться Лучше хорошей жены Ничего не бывает на свете..» Гесиод ( VIII – VII вв. до н.э.)

Религия. Каждая семья имела своих богов, а следовательно и свою особую религию. Но эта религия была особая. Греки полагали, что мертвые продолжают жить в своих могилах. Жизнь мертвеца не понималась ими в чисто духовном смысле: он нуждался в пище и в питье так же, как и во время своего пребывания на земле. Каждый мертвый в их представлении, был божеством. Мертвые не принимали жертвоприношений от первого встречного; им были приятны жертвы, приносившиеся их потомством. Посторонний человек являлся для них незнакомцем, почти врагом. Следовательно, если в семью входил кто-нибудь посторонний, необходимо было прежде всего посвятить его в домашний культ и представить его предкам. Таким образом, этот мертвый, обладая возможностью причинять добро и зло, приносил счастье или несчастье своим близким. «Самое ужасное из зол – смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Эпикур (342 – 270 до н.э.)

Образование. Афинское образование в V в. состояло из трех частей: словесности, музыки и гимнастики. Первой обучались у грамматистов, второй – у кифаредов, а третьей у педотрибов. Ребенок от семи до четырнадцати лет делил свое время между словесными науками и музыкой, но после 14 лет он занимался преимущественно гимнастикой, не отказываясь, и от умственной жизни. Из всех учителей молодежи не было никого популярнее Исократа. Для того чтобы усвоить все, чему он учил, надо было оставаться у него три или четыре года. Его учениками могли стать дети только зажиточных родителей. Молодые люди, искавшие его бесед, принадлежали к лучшему афинскому обществу. В Спарте воспитание женщин более сближало их с мужчинами; они привыкали с детства сознавать себя гражданами и принимать живо к сердцу общественные интересы. По отношению к мужеству, патриотизму и самоотречению они ни в чем не уступали мужчинам. Похвалам или порицаниям женщин придавалось в Спарте большое значение. «Избегай удовольствия, которое рождает печаль» Солон (ок. 640 – ок. 559 до н.э)

Олимпийские праздники. Олимпийские праздники проводились каждые четыре года. О дне праздника греков извещали послы, рассылавшиеся из Олимпии и направлявшиеся группами во все концы, до отдаленных частей Черного моря, до Египта и до самых испанских колоний Послы назывались – феорами. Все отправлявшиеся в Олимпию признавались гостями Зевса все эти лица пользовались особым уважением. Что касается простых пилигримов, то они устраивались как могли, сами. Многие приходили пешком, по примеру Сократа. Вдоль дорог и стен ограды тянулись деревянные бараки, в которых гнездились всевозможные торговцы, так как по случаю Олимпийских игр устраивалась большая ярмарка. Ристалище могло вместить в себя по меньшей мере человек, и между тем только одни мужчины присутствовали на этих зрелищах. Женщины не допускались туда, под страхом смертной казни.

У пилигримов в Олимпии не было недостатка в развлечениях. Ежеминутно раздавался голос глашатая, провозглашавшего постановление какого – нибудь иностранного города, посвящение статуи или венка. Однажды, во время великих игр, перед зрителями представился воочию божественный кортеж олимпийцев. Во главе шествовал Зевс, с тяжелым золотым венком на голове, за ним следовала священная вереница богов: Аполлон, Гермес, Геракл, Асклепий. Оказалось, что это был сиракузский врач со своими больными. Олимпийский игры – это не только спорт, это и музыкальные, литературные состязания, это и выступление поэтов, философов, ораторов, историков, ученых. Всякий атлет, увенчанный трижды, мог заказать свое собственное изображение, т.е. статую и чаще эта статуя была золотая. Лошади одержавшие победу, могли рассчитывать на хороший уход и на счастливую старость. По смерти им воздавали почести в виде монументальной могилы с пирамидой наверху.

Участники игр вносили свои имена за год до соревнований. Затем они 10 месяцев готовились к состязаниям. При приближении игр их переселяли в Олимпию. В сопровождении своих отцов, братьев, учителей, они отправлялись в Булевтерий. Там они клали руку на алтарь Зевса, на котором дымились внутренности вепря, и клялись, в присутствии элланодиков, вести себя честно. Раздача наград происходила в последний день праздника. Возвращение победителя в его отечество представляло собой ослепительное торжество. Государство давало олимпионику множество привилегий. К годовщине победы победитель всегда заказывал триумфальную оду, которая исполнялась, подобно опере, с музыкой и танцами.

Танцы и музыка. Греки отводили танцам очень видное место среди других искусств. Чего же требовали греки от танцев? Двух вещей: во-первых, - пластической красоты и, во-вторых – ясного выражения известного чувства или известной идеи. Существовало три вида танца: религиозный, спартанский и лирический. Лирический танец включал в себя особый вид танца «ожерелье». Если спартанский танец танцевали только мужчины, то «ожерелье» танцевали 50/50 (женщины и мужчины), где переплетались девичья скромность и мужественность. Танец сопровождала музыка, которая не отличалась особой гармонией. «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему.. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Платон (427 – 347 до н.э.)

Танцы и музыка. Греческая музыка разделялась на вокальную и инструментальную. Голоса прежде всего, различали на мужские и женские, затем их делили на три области: высокую, среднюю, низкую. Так как греческая музыка не отличалась гармонией, что говорило о том, что греки совсем не имели понятия об аккордах и совсем их не употребляли; они знали и употребляли некоторые из них. Подобная же простота обнаруживалась и в мелодии. Пели греки в унисон. Если они украшали унисон аккордами, то это были самые простые и ясные.

Костюм. В Древней Греции существенную часть костюма составляла: для мужчин – короткая туника без рукавов, для женщин – длинная туника (хитон), спускавшаяся до ступней. Во время гимнастических упражнений, на ристалищах и при многих торжественных танцах одежды снимались вовсе; «Грекам, - говорил Плиний, - свойственно ничего не скрывать». Туника могла быть изготовлена как из шерсти и холста, так и из более дорогих тканей: шелка, ситца, льна. В городах греки ходили с непокрытой головой. Самой употребительной обувью были сандалии. Прическа мужчины и женщины не отличались друг от друга до 14 лет. Юношам после 14 лет волосы стригли (брили), девушки собирали волосы в пучок. В День свадьбы девушке брили голову наголо.

Баня. Ванны. Фригидарий. В Афинах существовал обычай, ежедневно принимать ванны, около 12 часов, либо после обеда. Ванны могли быть как горячими, так и холодными. Первые ванны в которых можно было лежать появились у спартанцев. До этого момента ванну принимали стоя. Человек входил в чан, а другой человек мыл его, обливая голову и плечи, потом натирал маслом и одевал. Обыкновенно эту роль выполняли слуги или дочери хозяина, иногда сама хозяйка. В городах также устраивались общественные бани, также были частные в богатых домах, кроме того были бани где существовал платный вход, как и при посещении общественной бани. Богатые проводили в банях очень много времени, а бедные приходили туда погреться.

Жилище. В течение долгого времени греческие города признавали роскошь только по отношению к общественным зданиям. Частные жилища были удивительно жалкого вида и страдали отсутствием самого элементарного комфорта. Вследствие некомфортности городов богатые классы сохранили привычку селиться за городом. И только в V и IV вв., эллинские частные постройки достигают своего высшего развития. Городские улицы, узкие и извилистые, еще более стеснявшиеся выступами и балконами первых этажей, едва были доступны для солнечных лучей. Афины очень долго сохраняли самый несчастный вид, даже после Персидских войн, когда город был сожжен, но его снова выстроили с той же небрежностью. Мебель греков был достаточно скромной. Мебель была огромной и тяжелой, иногда крепилась к стенам. Чаще все мебель покрывали мягкими кожами, коврами и подушками. Чтобы влезть на них, часто употреблялись скамейки. У греков были ложа для чтения, письма и трапез. Столы употреблялись только для того, чтобы ставить на них всю посуду, необходимую для обеда. Одежду свою греки хранили в сундуках. Сундуки покрывались красивыми тканями, а также украшениями, скульптурами. В эпоху Гомера вместо замка для сундука, служила полоска материи которая завязывалась узлом. Впоследствии концы этой полосы прикреплялись влажной глиной или воском, после чего к ним прикладывалось кольцо в виде печати.

Мудрецы Древней Греции. «Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь» Гомер (годы жизни неизвестны; предположительно от XII по VII в. до н.э.) Легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается создание двух величайших поэм античной литературы – «Илиады» и «Одиссеи». Неизвестно и место рождения – за честь быть родиной Гомера спорили семь греческих городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Период вв. до н.э. называется «гомеровским периодом», ибо о нем известно только из поэм Гомера. «Слово есть образ дела» Солон (ок. 640 – ок. 559 до н.э.) Реформатор и военачальник, прославившийся победами над Мегарой. В 594 г. До н. э. был избран айсиментом (посредником для улаживания споров) и архонтом (правителем) Афин. Провел экономических, политические и социальные преобразования в пользу простого народа и против родовой знати: отменил старые поземельные долги, отменил рабство соотечественников – греков, установил земельный максимум, дал право гражданства переселенцам, поселившимся в Афинах, создал Совет четырехсот, суд присяжных и др. Солона считают одним из семи мудрецов Древней Греции.

«Велико ли, мало ли дело, его надо делать» Эзоп (годы жизни неизвестны). Выдающийся древнегреческий баснописец, живший в VI в. до н.э. Родился во Фригии – северо – западная область Малой Азии. Эзоп был вольноотпущенником, служившим при дворе лидийского царя Креза. Был убит в Дельфах – греческом городе, лежавшем у горы Парнас. Сохранилось более трехсот его басен, которые стали собираться с IV в. до н. э. «От дара подлых рук добра не жди» Еврипид (ок. 480 – 406 до н.э.) Драматург и поэт, входящий в триаду великих трагиков наравне с Эсхилом и Софоклом. Еврипид родился в Афинах. Написал 92 драмы, из которых до нас дошло 17. Наиболее известны такие пьесы Еврипида, как «Ион», «Просительницы», «Медея», «Ипполит», «Электра» и др. «Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее» Геродот (ок. 485 – ок. 430 до н.э.) По всеобщему признанию – «отец истории». Уроженец греческого города Геликарнас в Малой Азии. Много странствовал по свету Сочинение Геродота «История» впоследствии было поделено на девять книг и названо «Музы» (по числу дочерей Зевса и Мнемосины) Труд Геродота – энциклопедичен. Он содержит разнообразные сведения по истории, географии, этнографии, военному искусству, материальной культуре, религиям.

Литература. 1. Мудрость тысячелетий./Автор – сост. В. Балязин – М.: ОЛМА Медиа Групп, – 304с. 2. Всеобщая история нравов народов мира. – М.: Эксмо, – 832с.