Игорь Северянин – «король поэтов»
Выражение «серебряный век» русского искусства применительно к концу XIX – началу XX столетия, и возникло оно как обозначение крупнейшего этапа в его развитии после пушкинского «золотого века».
«Серебряный» значит «высокий, звучный и чистый» - так написал о серебряном голосе В.И. Даль в своем словаре живого великорусского языка.
Образное определение «серебряный век» принадлежит философу Н.А. Бердяеву который назвал его «одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры». Но при этом добавлял: «Вместе с тем, русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир…»
Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья, - Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. И всегда в духоте морозной, Предвоенной, блудной и грозной, Жил какой-то будущий гул. Но тогда он был слышен глуше, Он почти не тревожил души И в сугробах невских тонул. А.А. Ахматова
«Наиболее характерны для настроений и течений начала XX века были так называемые среды Вячеслава Иванова. Так назывались происходившие по средам в течение нескольких лет литературные собрания в квартире В. Иванова, самого утонченного представителя не только русской культуры начала XX века, но может быть, вообще русской культуры. Я был бессменным председателем этих собраний и поэтому хорошо знаю их атмосферу. Там собирался верхний, «аристократический» слой русской литературной мысли». Н.А. Бердяев.
Главным течением «утонченной эпохи» стал символизм как наивысшая модернистская ступень в развитии русской романтической лирики. Он зародился во Франции в 80-е годы XIX века. В России в это время творили предшественники символизма – К.К. Случевский, А.Н. Апухтин, С.Я. Надсон. А.Н. Апухтин К.К. Случевский С.Я. Надсон
Но уже в 1893 году русский мыслитель и поэт Д.С. Мережковский опубликовал работу «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшую предвестием модернизма в России.
Появившиеся затем в печати произведения З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонта, И.Ф. Анненского утвердили существование этого течения. К.Д. Бальмонт З.Н. ГиппиусИ.Ф. Анненский
Иннокентий Федорович Анненский (1855 – 1909) Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя… Не потому, что я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у нее одной ищу ответа, Не потому, что от нее светло, А потому, что с ней не надо света.
Акмеизм От греческого слова «акме» – высшая степень чего- либо, цветущая сила. Акмеисты ставили своей задачей возвратить слову изначальный, простой смысл, освободить его от символистических толкований.
«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». С. Городецкий С. Городецкий
Футуризм От латинского «футурум» – будущее». «Только мы – лицо нашего времени, – заявляли футуристы. – Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих, и прочих с парохода современности».
«Я так люблю поэзию русского серебряного века. В области передачи нежного и драгоценного в человеческой любви, влюбленности, в отношении пластики и изящества, соединенных с чудной лаконичностью, и, наконец, что касается выражения особого…сверхчуткого, сверхвнимательного и одновременно явно художественного ощущения природы – ночи, весны, лета, усадьбы в старинном парке, прелести любимой женщины, обаяния молодости, юности, смеха, грусти, разрыв – тоски, упоения и т.д. – во всем этом есть что- то постоянно отроческое, начальное и изначальное». Щеглов. Щеглов.
Игорь Северянин – «король поэтов» Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! ……………………………. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! «Эпилог» («Громокипящий кубок. Поэзы»)
В парке плакала девочка: «Посмотри –ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…» И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. «В парке плакала девочка» («Громокипящий кубок. Поэзы»)
В суждениях об Игоре Северянине часто преувеличивали «позу воинствующего эстетства», которая в свое время пришлась по вкусу буржуазно-мещанской публике кануна революции. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
«Не думаю, чтоб надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это чувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок». В. Брюсов
Игорь Лотарев родился 4(16) мая 1887 года в Петербурге. Родился я, как все, случайно… Был на Гороховой наш дом. Был на Гороховой наш дом. «Роса оранжевого часа» «Роса оранжевого часа»
Литературные учителя А.К. ТолстойА.М. Жемчужников
Мирра Лохвицкая (1869 – 1905)
27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве, И. Северянин был провозглашен «королем поэтов». Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре.
С 1935 года поэт живет в Таллинне, почти совсем перестает писать оригинальные стихи, но очень много занимается переводами, в основном из эстонской поэзии.
«Поэт с открытой душой»
«Классические розы» (1925) В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут – уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Это северянинское «я» ярче всего выразил поэт Георгий Шенгели И всюду – за рыбной ловлею, в сияньи поэзоконцертовом, Вы были наивно уверены, что Ваша жена – королевочка, Что друг Ваш будет профессором, что на почте конверты – Вам, Что самое в мире грустное – как в парке плакала девочка…
Игорь Северянин умер 22 декабря 1941 года в Таллине от сердечной недостаточности и похоронен на таллиннском Александро- Невском кладбище.
На скромной могильной плите выбито имя поэта и строки из его стихотворения «Классические розы»: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! Моей страной мне брошенные в гроб!
Жизнерадостность стихов Игоря Северянина близка к молодежи. Они – призыв к естественной жизни, к миру, любви, веселью и слиянию с природой. Да, вопреки всему, жизнь продолжается: Весенний день горяч и золот, Весь город солнцем ослеплен… Весь город солнцем ослеплен…