Почвы и земельные ресурсы Карелии Федотова Наталья Юрьевна учитель географии, г.Костомукша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вологодская область. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. Глубже пахать - больше хлеба видать.
Advertisements

Почва - верхний слой суши земного шара. Важнейшее свойство почвы - плодородие. Изучением почв занимался В.В. Докучаев. Ландшафт в географии подразумевает.
Удивительное творение природы – ПОЧВА Автор: Чумин Дмитрий Ученик 7 класса МБОУ «Демиховский лицей»
Что такое почва. Окружающий мир 3 класс . МКОУ Сортавальского МР РК Кааламская СОШ Учитель биологии Филатова В.С
CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования.
Более 100 лет назад наш знаменитый соотечественник – почвовед Василий Васильевич Докучаев заметил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли.
Характеристика основных типов почв России.. Что такое почва? Почва это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием, образование которого происходило.
Тема: Образование почв и их разнообразие.. Почва – рыхлый плодородный слой суши, образование которого происходит в течение длительного времени в процессе.
Выход Ресурсы теориязаданиятестывопросы. Выход Далее Василий Васильевич Докучаев ( ) Дал определение почвы.Доказал, что почва - не горная порода.Основал.
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ.
Почва. Сделано Воробьёвой Анастасией ученицей 4 класса « А » школы 868.
1.Образование почв 2.Основные свойства почв 3.Почвенный профиль 4.Разнообразие почв 5.Почвы нашего края.
Образование почв и их разнообразие
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ»
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Образования почв (презентация)
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России. Оборудование:
Лукьянова О.В. Учитель МОУ СОШ6 им.Ц.Л.Куникова г Туапсе МО Туапсинский район.
Образование почв и их разнообразие. 1. Вспомните, что такое почва? 2. Какое основное свойство почвы? 3. От чего зависит плодородие почвы? 4. Для чего.
8 класс Составила учитель географии школы 143 г. Москвы Миначева Ю.З.
Транксрипт:

Почвы и земельные ресурсы Карелии Федотова Наталья Юрьевна учитель географии, г.Костомукша

Почвы и земельные ресурсы Задачи: изучение особенностей образования почв и мелиорации земель в Карелии, формирование любви к уникальному природному богатству Земли - почвам, развитие навыков работы с тематическими картами

План урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Почвы и земельные ресурсы Карелии. 3. Мелиорация земель в Карелии. 4. Практическая работа. Изучение строения, свойств и плодородия почв своей местности. 5. Закрепление изученного материала. 6. Домашнее задание

Почвы и земельные ресурсы Установите по почвенной карте России, какие почвы широко распространены в Карелии. Сравните почвенную карту Карелии с климатической картой, картой рельефа и картой растительности. Какие закономерности устанавливаются при сравнении?

Почвы Карелии Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование в таежной зоне происходит в условиях прохладного и влажного климата преимущественно под хвойными лесами с покровом из кустарничков и мхов. Вследствие избыточного увлажнения в таежной зоне наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю.

Основные типы почв почвы подзолистые дерново- подзолистые болотныешунгитовые

Основные типы почв A0 слаборазложившаяся лесная подстилка мощностью 5-10 см, А0А1, сильно обогащенный органическими остатками, А2 подзолистый горизонт мощностью см белесой или белесо-серой окраски, плитчатой, слоевато-плитчатой, чешуйчатой или листоватой структуры; А2В пестроокрашенный переходный горизонт; в нем чередуются участки горизонтов А2 и В. Участки горизонта А 2 сформированы в виде затеков, карманов, клиньев мощностью см; В иллювиальный горизонт, наиболее ярко окрашенный в профиле, бурых, охристо-бурых тонов окраски, очень плотный, ореховатой, комковато- ореховатой структуры, которая книзу укрупняется до призматической. По трещинам и граням структурных отдельностей содержится обильная белесая присыпка, коричневые глянцевитые натечные пленки. Горизонт постепенно с глубины см переходит в почвообразующую породу. Подзолистая почва

Т торфяной горизонт мощностью см и более, бурый, буровато-темно-серый, темно-бурый или коричнево- бурый; в верхней части густо переплетен корнями растений; степень разложения невысокая, ниже увеличивается, и горизонт приобретает черты перегнойно- торфяного; А1 гумусовый оглеенный горизонт, грязно-серый или сизовато-темно-серый, насыщен водой, по ходам корней много ржавых полос, пятен и примазок; G минеральный глеевый горизонт, сизый, голубовато- сизо-серый, мокрый, вязкий. Торфяные болотные низинные почвы имеют слабокислую или нейтральную реакцию среды (pHKCl 5,0-6,5), высокую зольность (более 10%). При высоком содержании азота, бедны подвижными формами калия и фосфора. Торфяно-глеевая почва Торфяная почва

А0 лесная подстилка бурых или коричневых тонов, состоящая из растительных остатков различной степени разложения; A0A1 переходный органоминеральный горизонт, содержащий значительное количество как минеральных частиц; А1 гумусовой горизонт мощностью от 3 до 20 см и более, серый или белесо-темно-серый, комковато-порошистой или порошистой структуры, рыхлый; А1А2 переходный, неравномерно окрашенный горизонт: участки с серым и белесо-серым окрашиванием чередуются с участками, окрашенными в буроватые и палевые тона; А2 подзолистый горизонт, белесовато- светло-серый, иногда с легким палевым оттенком; структура плитчатая ; А2В переходный горизонт мощностью см, буровато-белесый, непрочной комковато- мелкоореховатой структуры; В иллювиальный горизонт, самый плотный в профиле, бурый, ореховато-призматической структуры, ВС переходный, светло-бурых, светло- коричневых тонов, постепенно переходит в не измененную почвообразованием породу горизонт С Дерново- подзолистая почва

В Медвежьегорском и Кондопожском районах Карелии встречаются особые,своеобразные, темноцветные шунгитовые почвы, сформированные на черных углистых сланцах (шунгитах) или на рыхлых отложениях, обогащенных шунгитовыми сланцами. Они черного или темно-серого цвета, сильнощебнистые. Обычно эти почвы находятся под пашней или когда-то они были освоены, а в настоящее время заросли мелколесьем. Шунгитовые почвы характеризуются повышенным содержанием гумуса и элементов питания, низкой кислотностью. В Карелии они наиболее плодородны. Шунгитовые почвы Откуда произошло название «шунгитовые почвы»?

Мелиорация почв Мелиора́ция (лат. melioratio) - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Основные виды мелиорации в Карелии мелиорация осушение борьба с заморозками внесение удобрений известкование почв очистка от валунов

Как вы понимаете русскую пословицу: «Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто»?

Проверьте себя Какие основные различия почв северной и средней тайги? Как образуются подзолы, болотно- подзолистые и болотные почвы? Как можно повысить плодородие различных почв Карелии?

Установите соответствие между типами почв и их признаками. подзолистая торфяной горизонт мощностью см и более, бурый, гумусовый оглеенный горизонт. торфяно- глеевая особые,своеобразные, темноцветные, сформированные на черных углистых сланцах. Они черного или темно-серого цвета, сильнощебнистые. шунгитовая А2 горизонт мощностью 2-15 см белесой или белесо-серой окраски, плитчатой, слоевато- плитчатой, чешуйчатой или листоватой структуры, обогащен органическими остатками.

Подпишите название почв

Описание почвенного разреза Образец оформления дневника для описания почвенного разреза: _________________ месяц ________ г 1. Разрез _____________________ 2. Область ___ Район ____________________________________ 3. Сельсовет, колхоз, совхоз _________________________________________ 4. Пункт _________________________________________ 5. Общий рельеф _________________________________________ 6. Микрорельеф _________________________________________ 7. Положение разреза относительно рельефа и экспозиция 8. Растительный покров 9. Угодье и его культурное состояние ______ 10. Признаки заболоченности, засоленности и другие характерные особенности _____________________ 11. Глубина и характер вскипания от HCl _________________________________________ 12. Уровень почвенно-грунтовых вод _________________________________________ 13. Материнская и подстилающая порода _________________________________________ 14. Название почвы _________________________________________ Основные морфологические признаки, по которым определяется почва в поле: строение почвенного профиля, 2) окраска (цвет) почвы, 3) степень увлажнения (а также уровень грунтовых вод или верховодки), 4) механический состав, 5) структура, 6) сложение, 7) новообразования.

Описание почвенного разреза Схема чертежа почвенного разреза Горизонт и мощность в см. Описание разреза: механический состав, влажность, горизонт и мощность окраска, структура, плотность, сложение, новообразование, включение, характер вскипания, характер солонцеватости, глубина взятых образцов в см перехода горизонтов, признаки, заболоченности, засоленности, и прочие особенности. Глубина взятых образцов в см.

Советуем проверить на практике! На скальных участках на опушке леса можно проследить процесс почвообразования. а) Обратите внимание: на многих валунах хорошо заметна сеть трещинок. Как они могли образоваться? Какое значение имеют трещинки для образования почвы? б) На этих же валунах можно найти и накипные лишайники. Вспомните строение лишайников и объясните, почему они могут расти прямо на камнях? Что образуется в результате их жизнедеятельности? в) Найдите на камнях небольшие углубления, в которых накопилось немного почвы. Какие растения здесь можно обнаружить? г) На более крупных скальных участках, покрытых тонким слоем почвы, видовой состав растений более разнообразен. Определите, какие растения здесь встречаются? Какое значение для развития почвенного слоя имеют растущие здесь растения? д) На скальных участках можно обнаружить и представителей древесно- кустарниковых пород. Какие деревья и кустарники чаще всего растут на скалах? Почему они могут здесь расти? Сделайте вывод о роли живых организмов в почвообразовании. Примечание: превращение горной породы в почву происходит очень медленно. Для образования слоя почвы толщиной в 5 см требуется около 2000 лет

Используемые ресурсы Бабакова Т.А., Момотова А.П.Юному натуралисту.Петрозаводск, «Карелия» Потахин Б.П. Лекции по географии Карелии, Петрозаводск, ПолинА.К.ГеографияКарельскойАССР.Природа.Насе ление.Хозяйство, Петрозаводск, «Карелия»,1990ПолинА.К.ГеографияКарельскойАССР.Природа.Насе ление.Хозяйство, Петрозаводск, «Карелия»,1990 Атлас Карельской АССР, М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР,

Об авторе Федотова Наталья Юрьевна учитель географии высшей квалификационной категории, МОУ «СОШ2 им. А.С. Пушкина» г. Костомукша