«О Ч А Р О В А Т Е Л Ь Н Ы Й Ц В Е Т Н О Й Н А Р Я Д» Саамский костюм ( одежда, обувь ) Подготовила Н.Я.Ежова, зав. библиотекой СОШ 1 им. В.С.Воронина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час для учащихся начальной школы. На территории четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживают саамы. Старое русское.
Advertisements

Коренное население СЕВЕРА Презентация по географии Ученика 9 класса А Средней школы 7 Города Мончегорска Краснова Александра.
Человек и его украшения. Орнамент на одежде. Шамшура, перевязка. Аппликация.
Традиционная одежда Юпа: прямая суконная или холщовая рубаха. Мужчины подпоясывали её широким кожаным поясом Юпа: прямая суконная или холщовая рубаха.
Проект тема «Национальная одежда хантов и манси» Автор: ученик 8В класса Ахмедов Рамин Руководитель: учитель химии Коржевская О.В.
Презентация к уроку по теме: ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Одежда XIV-XVI вв.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Ногайская национальная одежда.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Подготовила учитель изобразительного искусства учитель изобразительного искусства ГБОУ школы 559 г. Санкт-Петербурга Цындук Елена Анатольевна. Урок изобразительного.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
Платья кафтанчики передникШили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами.
Работа выполнена на факультативе «Театр мод». Руководитель :Низамова Е.Г. МОУ СОШ 8 г.Нефтеюганск.
Пуляева Олеся Валерьевна учитель начальных классов МОУ ООШ 1 им. М.А. Погодина г.Полярный Мурманской области.
Казахская национальная одежда отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными и климатическими условиями.
Транксрипт:

«О Ч А Р О В А Т Е Л Ь Н Ы Й Ц В Е Т Н О Й Н А Р Я Д» Саамский костюм ( одежда, обувь ) Подготовила Н.Я.Ежова, зав. библиотекой СОШ 1 им. В.С.Воронина п.Ревда, Мурманской области

Зимние головные уборы МУЖСКАЯ ЗИМНЯЯ ШАПКА ( олм оллма кабперь ) – начало XX в.. Имеет четырёхугольную тулью и ушки, покрыта синим, зелёным или чёрным сукном, украшена бисерной вышивкой и аппликацией из разноцветного сукна, подшита оленьим и лисьим мехом. Затылок и шея закрываются лисьим хвостом, пришитым к задней части шапки. К ушкам пришита плетённая, вязаная или тканая лента из шерстяных ниток с кистями на обоих концах.

Зимние головные уборы и носки ДЕВИЧЬЯ ЗИМНЯЯ ШАПКА ( нийт кабперь ) - конец XIX- начало XX в., покрыта синим и красным сукном, украшена бисерной вышивкой и аппликацией из разноцветного сукна, подшита оленьим и лисьим мехом. К ушкам пришиты замшевые шнуры с нанизанными на них бусами и пришитыми к концам шнуров треугольниками из разноцветного сукна. ШАПКИ, НОСКИ, рукавицы, чулки – из овечьей шерсти. Саамские женщины пряли нитки и красили их растительными красками.

Зимняя верхняя меховая одежда ПЕЧОК ( пеццк )- длинная глухая одежда из оленьих шкур, мехом наружу. Широкие рукава с ластовицами заканчивались узкими обшлагами из цветного сукна или вывязанными из шерсти манжетами. Низкий широкий стоячий воротник стягивался завязками с кистями или суконными треугольниками на концах. Мужской печок был длиной ниже колен, женский – длиннее.

Зимняя верхняя меховая одежда МАЛИЦА ( малець ) – верхняя зимняя одежда глухого покроя, сшитая шерстью внутрь, расширяющаяся к подолу, длиной почти до щиколотки. По вороту пришивается двойной пыжиковый капюшон. Рукава заканчиваются пришитыми к ним меховыми рукавицами. Малицу подпоясывают кожаным поясом, оставляя на талии напуск – пазуху, служа - щую для хранения разных мелких предметов. Поверх мужской малицы надевается малич - ная рубаха – обтяжка из прочного материала, поверх женской – из атласного шёлка. В холодное время надевали поверх малицы совик ( совехь ) – верхнюю меховую одежду с капюшоном, но без рукавиц, сшитую шерстью наружу.

Ремни, нагрудники ТАСМА ( тассэм ) – мужской кожа - ный пояс, к которому подвешивали нож, огниво, точильный брусок, сумочки из кожи, амулеты. Носили поверх верхней одежды. НАГРУДНИК ( пунн ыррьв ) – муж - ской охотничий нагрудник, Y- об - разная подвеска из дублённой кожи шириной 4-5 см., поверх которой нашиты полосы красного сукна, расшитого бисером. К подвеске пришивались пороховницы из ло - синого или коровьего рога, костяные мерки для пороха и дроби и охотничьи сумочки.

Зимняя обувь ЯРЫ ( еррь ) – длинные меховые сапоги с загнутыми вверх острыми носами, сшитые из тёмных или белых койб ( шкур с ног оленя ), с подошвами из оленьих лбов. Внутрь вставлялись короткие меховые чулки или КАНЬГИ ( коаммэ ) – короткая меховая обувь с приподнятым носком, с оборами, связанными, сплетёнными или сотканными из разноцветных шерстяных ниток или сшитыми из сукна и украшенными бисером.

Зимняя обувь БУРКИ ( бурка ) – короткая ( ниже колен ) меховая обувь из оленьих койб с подошвой из оленьих щёток ( грубый волос с нижней части ног оленя ) спереди украшенная полосками и расшитыми бисером прямоугольниками из разноцветного сукна. ТОБОРКИ ( тубэрк ) – рабочая обувь с длинными голенищами из старых выносившихся пимов или яров с головками из тюленьей просмоленной кожи. Бурки и тоборки заимствованы у коми в конце XIX- начале XX века.

Зимняя обувь ПИМЫ ( пима ) – нарядная обувь с длинными голенищами, заимствованная у коми в конце Х IX- начале XX века, сшитая из тёмных или чередующихся тёмных и белых койб, с подошвами из оленьих щёток. Привязывались к поясу кожаными ремешками. ОГУЗЕНЬЕ ( цегь ) – верхняя часть яров и тоборок из замши с застёжкой сбоку. ЛИПТЫ – меховые чулки из шкуры молодого оленя мехом внутрь, длиной выше колен. Надеваются под пимы, тоборки.

Летний головной убор ШАМШУРА ( шамш ) - праздничный женский головной убор ; надевается на голову так, чтобы волосы надо лбом не были видны ; состоит из низкого цилин - дра, плавно переходящего в полуэллипс - ное возвышение, нагнутое вперёд и тыльной частью, которая закрывала шею ; украшается бисером и жемчугом. ПЕРЕВЯЗКА ( перьвысськ ) – праздничный девичий головной убор в виде слегка расширяющегося цилиндра без дна. Украшен бисерной вышивкой

Летний головной убор и кофта ПОВОЙНИК ( повойнэ h кь ) – головной убор пожилой женщины - вдовы. Представляет собой твёрдый околыш из берёсты, высокий спереди и низкий сзади, и донышко, сделанное из дорогой материи, расшитой бисером или золотыми и серебряными нитями. Повойник обшивали сукном или простой тканью. КУКОЛЬ ( колпак ) – непогодный воротник, который шили из сукна и использовали на летних промыслах для защиты от сильных ветров и комаров. КОФТА - из ситца, шерстяной или шёлковой ткани ярких оттенков на сатиновой подкладке, в талию, с оборками, со стоячим воротником, с застёжкой спереди. Рукав – длинный, собранный у плеча в сборку и суживающийся к обшлагу.

Летняя верхняя одежда ЮПА ( мацэхь ) – одежда, сшитая по покрою печка, длиной до щи - колоток у женщин и до колен у мужчин. Невысокий воротник – стойка переходил спереди в план - ку с разрезом. Планка отличалась по цвету и расшивалась бисером. САРАФАН ( сарфан ) – высокая юбка на узких лямках, сшитая из четырёх или пяти прямых полос ткани, собранных наверху в час - тую сборку. Сарафан заканчивал - ся широким поясом. Подол юбки обшивали кружевом или двумя рядами лент. На сарафан надевали передник.

Саамские аксессуары Праздничная оленья упряжь. Пояс женский. Подвязка для чулок праздничная Сумки

Современный костюм Мастер Е. С. Королёва ( Яковлева ) в традиционном народном костюме. Г. Мурманск, 2005 Саамский бард И. Я. Матрёхин Н. Е. Афанасьевна на сессии Союза саамов в 1997 г. М. Г. Медведева с мячом. Летние саамские игры. Село Ловозеро г.

Литература Декоративно - прикладное искусство кольских саамов./ Авт.- сост. Е. В. Иванова. – Мурманск : Издание Мурманского областного краеведческого музея, – 28 с.: ил. Саамский костюм / Сост.: Кулинченко Г. А., Мозолевская А. Е. – Мурманск : Мурманский областной центр художественных ремёсел, с.: ил. Парфёнцева Ю. А. Чудеса Заполярья на уроках творчества : Методическое пособие для учителей начальных классов общеобразовательных школ и учащихся педагогических колледжей. – Мурманск : НИЦ Пазори, – 64 с.: ил. Утков П. Ю., Фёдоров П. В. Кольский Север : история и культура : Учебно - наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. – Мурманск : НИЦ Пазори, – 76 с.: ил. Хомич Л. В. Саамы. – СПб.: отд - ние изд - ва Просвещение, – 95 с.: ил. – ( Серия « Народы Севера и Дальнего Востока »).