Урок русского языка в 5 классе О «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений Никулина Т.Г. СГОУН,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся.
Advertisements

желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуй! (прикосновение.
Составитель С.В. Боровлёва, МОУ СОШ 2 г. Амурска Хабаровского края.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Её Величество Фразеология. Знаете ли вы?... Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, близких по значению одному слову, поэтому фразеологизм можно.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКA. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА Четвертый лишний В каждом из столбцов найдите.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКA автор: Гизатулина О.И.- Учитель русского языка и литературы, Гулистанского колледжа компьютерных и информационных.
Фразеологизмы – языковые самородки Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 15» п.Светлый РС(Я) Зауэр Мария Александровна.
ПАПКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. Учитель русского языка.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Презентация Гужовой Светланы Валерьевны учителя русского языка ГБОУ 19.
Составители: Составители: учащиеся 6-го класса учащиеся 6-го класса (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.) (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.)
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Шутка-минутка. Исправьте ошибку, объясните значение: 1) ждать у горя погоды; 2) мы сами с ушами; 3) купить кита в мешке; 4) не ноги горшки обжигают; 5)
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Удивительный мир фразеологизмов. Продолжи фразеологизм Без задних… Брать себя в … Бросать слова на … Вывести на чистую… Делать из мухи … Держать язык.
«Фразеологизмы» «Фразеологизмы» 20 марта марта 2012 ГБОУсредняяобщеобразовательная школа 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы.
Правила игры Время для подготовки задания – 5 минут. Готовность к ответу команда демонстрирует поднятым флажком. За каждый правильный ответ команда получает.
3 _ МОУ «Новопокровская СОШ» _ Команда «Умники и умницы» 4 класс 3 этап « Фразеологическое лото.
Русская фразеология.. Орфографическая работа Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было,
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе О «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений Никулина Т.Г. СГОУН, г. Самара

Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех! Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех! Никулина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка, г. Самара, СГОУН

Не показалась ли вам необычной формулировка темы нашего урока? А может быть, и моё приветствие вас тоже удивило? О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Не показалась ли вам необычной формулировка темы нашего урока? А может быть, и моё приветствие вас тоже удивило? О каком же явлении русского языка пойдёт сегодня речь?

Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока еуктрфаоямдлзгыэби 4, 1, 10, 7 2, 5, 8, 3, 7 6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15

ТЕМА УРОКА: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Э. А. Вартаньян называл их «живописным способом выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Как рождаются фразеологизмы. Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой- то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.

В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо.

Записать определение фразеологизмов в тетрадь для теории. Устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение ) Устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение )

Зоологическая элегия Я был в зачарованном мире, В далеких волшебных краях. Он плавает в сказочном море На трех легендарных китах. Там песнь лебединая льется, Там гадкий утенок живет, Там ищут заблудшие овцы Баранов у новых ворот. Там водится синяя птица, Свистит по-разбойному рак. Там лают на девять псов- рыцарей Нерезаных десять собак. Верблюд там в ушко от иголки Пролезть почитает за труд, И в шкурах овечьих там волки Козлов отпущенья дерут. П. Хмара. П. Хмара.

Определи значение фразеологизма Как с гуся вода Стреляный воробей Пускать козла в огород Писать как курица лапой Когда рак на горе свистнет Вставать с петухами Купить кота в мешке Заморить червячка Убить двух зайцев Неаккуратно Слегка закусить Выполнить сразу два дела Приобрести что - то ненужное Пускать туда, где он опасен Абсолютно безразлично Опытный человек Никогда Рано

Подбери картинку к фразеологизму Жить как кошка с собакой Взять быка за рога Делать из мухи слона Крутиться как белка в колесе Медведь на ухо наступил Ехать зайцем

Нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало Нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало Оценка человека с помощью фразеологизмов отрицательнаяположительная

Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой Хитер как... Хитер как... Белая… Белая… Труслив как... Труслив как... … лапчатый … лапчатый Изворотлив как... Изворотлив как... Надут как... Надут как... Нем как... Нем как... Упрям как... Упрям как... Голоден как... Голоден как...

Закончи фразеологизм, используя слова для справок Делить шкуру неубитого… Делить шкуру неубитого… Купить…в мешке Купить…в мешке Набито как в бочке… Набито как в бочке… Дуется как…на крупу Дуется как…на крупу Смотрит как…на новые ворота Смотрит как…на новые ворота Ловить… в мутной воде Ловить… в мутной воде Пускать…в огород Пускать…в огород Как…языком слизала Как…языком слизала

Подберите к данным фразеологизмам синонимы Тёртый калач Тёртый калач Ни то ни сё Ни то ни сё С три короба С три короба Куры не клюют Куры не клюют Стреляный воробей Стреляный воробей Ни рыба ни мясо Ни рыба ни мясо

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок. Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое- как, сильно сердился). (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое- как, сильно сердился).

Подведём итоги. Что такое фразеологизмы? Что такое фразеологизмы? Чем они отличаются от свободных сочетаний слов? Чем они отличаются от свободных сочетаний слов? Приведите примеры фразеологизмов. Приведите примеры фразеологизмов.

Оцени свою работу Оцени свою работу В поте лица Рука об руку Через пень колоду Ни шатко ни валко Засучив рукава Тяп да ляп Не покладая рук Как вы работали на уроке?

МОЛОДЦЫ! Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица! Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!

Домашнее задание 1. Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя следующие фразеологизмы: 1. Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя следующие фразеологизмы: точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду. точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду. 2. Изучить дополнительный материал-презентацию Окорочковой А. «Фразеологизмы». 2. Изучить дополнительный материал-презентацию Окорочковой А. «Фразеологизмы».

Литература 1. М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках». 2. А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка».