Проблемное обучение в УСПО Сыктывкарский педагогический колледж 1 им. И.А. Куратова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ананчикова Е.А.. Проблемное обучение Обеспечивает прочность усвоения знаний Делает процесс обучения более интересным Учит применять знания на практике.
Advertisements

Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак "Мышление начинается.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблемное обучение. «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблемное обучение « Распознание проблемы, которая может быть решена, и достойна решения, есть … тоже своего рода открытие » М. Полани Кудряшова О. М.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Транксрипт:

Проблемное обучение в УСПО Сыктывкарский педагогический колледж 1 им. И.А. Куратова

Обратимся к авторам Безрукова Валентина Сергеевна Селиванов Владимир Семёнович Трайнев Игорь Владимирович Ильина Татьяна Андреевна

Суть проблемного обучения Результат обобщения опыта по решению ПС Разновидность РО, логически завершенная система В школе – явление искусственное Не метод, не система, а особый подход к организации обучения

Цель проблемного обучения Развитие мыслительных операций Воспитание пытливости ума Формирование исследовательского подхода к изучению чего-либо Активная познавательная деятельность Формирование качеств творческой личности

Формы проблемного обучения Проблемные вопрос задача задание оргформа Самостоятельная исследовательская деятельность Частично- поисковая деятельность Эвристическая беседа Проблемное изложение

Роль учителя Решает вопросы: Позволяет ли учебный материал создать проблемную ситуацию? Есть ли необходимость в её создании? Может: сам искусственно создать проблемную ситуацию, сам ставить проблему, формулировать проблему и вопросы для её разрешения, вмешаться в ход её разрешения. Должен знать или уметь находить эффективный способ решения, руководить этапом видения проблемы, уточнять формулировку проблемы, помогать в анализе условий, выборе плана решения, консультировать в процессе решения, помогать в нахождении способов самоконтроля, организовывать обсуждения проблемы, разбирать ошибки.

Основное понятие проблемного обучения ПРОБЛЕМН АЯ СИТУАЦИЯ

Типы противоречий Между сложившимся способом обучения и новыми требованиями, желаемыми и нежелательными последствиями, потребностями и возможностями, абстрактными и конкретными знаниями, объективно существующим и субъективно сознаваемым, используемыми и действительно необходимыми для решения знаниями, имеющимися знаниями и новыми фактами, многообразием возможностей и необходимостью ограничиться единственным решением, теоретической возможностью и целесообразностью, житейскими представлениями и научными фактами

Приёмы создания проблемных ситуаций Побуждение к теоретическому объяснению фактов. Использование жизненных ситуаций. Поиск применения результатов проблемного задания. Знакомство с необъяснимыми фактами. Предъявление разных точек зрения. Вопросы альтернативного типа Задания прогностического характера и др.

Этапы проблемного обучения Возникновение ПС «Видение» проблемы. Осознание и принятие проблемы обучающимися Анализ для выявления противоречия, знаний и незнания Выдвижение гипотез о возможном снятии противоречия Разработка плана решения Решение как проверка гипотез Сопоставление результата с исходным состоянием и требуемым результатом

Что дает проблемное обучение? Развитие умственных сил. Самостоятельность. Развитие творческого мышления. Формирует готовность к ТД. Способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний. Предупреждает появление формализма, бездумности. Обеспечивает более прочное усвоение знаний. Развивает аналитическое мышление. Делает более привлекательной УД для учащихся. Ориентирует на комплексное использование знаний. Формирует диалектическое мышление.

Какой он, творческий учитель? Ему интересно в своей профессии. Он профессионально компетентен и в том, ЧТО делает, и в том, КАК эту деятельность осуществляет. Он обновляется в своей деятельности. Он видит варианты решения задач педагогической деятельности и умеет выбрать оптимальный вариант. Этот выбор без личностного творческого подхода в принципе недостижим.

Причины трудностей внедрения Опыт Новизна Сам едва понял Отсутствие интереса Объём работы Разброс внимания Нет поддержки школы

Студенческие трудности Школьный опыт Создание проблемных ситуаций Прогнозирование версий Безоценочная принимающая политика Нарушение структуры проблемно- диалогической деятельности Определение типа знаний Ведение диалога Слабость мыслительных операций

Структура проблемно-диалогического обучения Актуализация знаний Создание проблемной ситуации (противоречия) Эмоциональный отклик учащихся (удивление или затруднение) Осознание противоречия Формулировка вопроса или темы Поиск решения (выдвижение и проверка гипотез) (По Мельниковой Е.Л.)

Пути повышения эффективности овладения технологией ПДО Внутренне принять необходимость обновления процесса обучения Активно внедрять технологию в студенческую практику Вести аудиторные занятия с учётом технологии ПДО

Символ спецкурса ТУД