Искусство как зеркало самопознания Роман – зеркало, которое проносят вдоль большой дороги. Ф. Стендаль Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски нашедшие.
Advertisements

Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи». Совершенствовать умение выражать свои мысли, чувства, понимание и оценку произведения Совершенствование навыков.
Плоское зеркало (8 класс) Автор: Александрова З.В.
Явление Христа Иоанну. Строение книги Откровения 1. Послание семи церквам (1-3) 2.Семиричный цикл (4-19) 3. Пришествие Христа (19-20) 4. Видение нового.
Зеркала. История возникновения зеркал.
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Помощь моя от Господа. Псал.120:2. Вот Я с тобою и сохраню тебя везде,куда ты ни пойдешь. Быт. 28:15.
Помощь моя от Господа. Псал.120:2. Вот Я с тобою и сохраню тебя везде,куда ты ни пойдешь. Быт. 28:15.
Образы И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и.
А.Блок. Анализ стихотворения Ученика 11 «Г» класса Кирилла Зотова.
1.Великий Бог! Когда на мир смотрю я, На всё, что Ты создал рукой Творца, На всех существ, кого, Свой свет даруя, Питаешь Ты с любовию Отца; Припев Тогда.
Слухоречевой праздник 3а класса Символы России. Мы расскажем вам о нашей Родине России Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Особенности русского национального характера в произведении И. С. Тургенева «Живые мощи» (1874 год)
Транксрипт:

Искусство как зеркало самопознания Роман – зеркало, которое проносят вдоль большой дороги. Ф. Стендаль Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи… А.С. Пушкин

«У нас за плечами – великие тени… Все изменяется: мы стоим перед лицом нового и всемирного. Мы пережили то, что другим удается пережить в сто лет; в грозовом свете нам примечтались и умудрили нас поздней мудростью все века» А. Блок

История зеркала началась уже с пятого тысячелетия до нашей эры. Для их изготовления применялись бронза и серебро. В качестве материала использовались отполированные куски обсидиана.

Первые стеклянные зеркала были созданы в I веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле.

С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол.С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и специальными тазиками с водой. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и специальными тазиками с водой.

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке, когда было усовершенствован- но их производство. Но они оставались вогнутыми.

Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее.

Французские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию. Французы оказались способными учениками и вскоре была создана Королевская мануфактура.

Крупное промышленное производство зеркал начинается в XVIII веке, а именно на Сен- Гобенской мануфактуре. Совершенствуется производство, постепенно зеркало перестает быть предметом роскоши и становится предметом необходимости.

Античность и образ зеркала

Платон гг.до н.э.

Миф о Нарциссе

Владимир Соловьев

x x x Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете? В.С. Соловьев x x x Внемля зову жизни смутной, Тайно плещущей во мне, Мысли ложной и минутной Не отдамся и во сне. Жду волны – волны попутной К лучезарной глубине. Чуть слежу, склонив колени, Взором кроток, сердцем тих, Уплывающие тени Суетливых дел мирских Средь видений, сновидений, Голосов миров иных. А.А. Блок

Александр Блок

Средневековые традиции. Идеи Платона отражёнными и преломлёнными проходят через эпоху средневековья. Самолюбование Искажение Дьявол Истина зеркала Лик Христа

Иеронимус Босх. На полотне под названием «Семь смертных грехов» гордыня изображена в виде женщины, смотрящейся в зеркало и любующейся собой. По мнению учёных мужей Средневековья, зеркало и фантазии дают искажённую картину мира, созданного богом. Мир охвачен смятением, терзаем смутой. Такой мир недоступен разуму, существует в обманчивых оптических эффектах. Зеркало не свидетельствует об истинном лице человека, а искажает его.

Правда. Лик Божий. В средневековье в религиозном сознании через зеркало также осмысливалось отношение человека к миру. Средневековые мыслители провозглашали, что все творения мира суть для нас как бы книга, картина и зеркало» Мудрые и божественные учители сходились в том, что видимое поистине есть образ невидимого и что творца можно увидеть по творению как бы в зеркале и подобии «Мы же все... как в зеркале, взирая на славу Господню...». В эту славу облечена правда Божия; именно потому что Господь есть Истина, Он «воцарися, в лепоту облечеся». И когда Он являет Свое лицо, свет этого лица исторгает из сердца Его твари славословие, воспевающее Его Царство, силу и славу. Бог «озарил сердца наши, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Он творит из сердца орган не только для познания славы Божией, но и для отражения её: «Знаменуется свет Твой на ликах святых Твоих», - поет Церковь.

Иисус в доме Марфы и Марии. Диего Веласкес

Отражение в зеркале

«Его блеск и величие покажут тебе, что есть ты сам…» Блаженный Августин

На пороге Ренессанса человек делает новый шаг к самопознанию и, в отличие от средневековой картины мира с «высоким» Богом, признаёт, что создан по образу и подобию Его и именно в этом заключаются достоинство и превосходство человека.

Апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» «Я есть Христос» Лютер

Образ Христа в русской литературе

Русская общественная мысль нового времени, начиная с 30 годов 19 века, активно сопрягала судьбу России с образом Христа. Славянофилы впервые заговорили о том, что у России особый путь развития, отличный от западноевропейского. Они связывали своеобразие России с православием. В русской литературе создается образ русского Христа, чей подвиг повторяет русский народ. А.С. Хомяков писал, что «высший подвиг в терпении, любви и мольбе». Высшим выражением этой идеи можно назвать парадоксальное высказывание Ф.М. Достоевского, что если Христос был, то он был русским

Как и славянофилы, Ф.И. Тютчев исходит из противопоставления России и Запада как двух миров, органически различных по своему жизненному строю. Запад, утверждает он, не знает ничего подобного цельности и единству России, которые являются результатом подлинно христианского характера русского народа. Основа нравственной природы его – чувство смирения, способность к самоотвержению и самопожертвованию, на которых зиждется подлинно христианское православное братство.

Эти бедные селенья, Эта скудная природа Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя. Ф.И. Тютчев

Творчество Александра Блока завершает традицию русской классической литературы 19 века и открывает новые пути. Главную тему своего романа в стихах - «трилогии вочеловечения»- сам А. Блок определил как тему о России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвятил жизнь…»

Предо мною - грань богопознанья, Неизбежный сумрак, черный дым. «Действительный (небесный)… свет может воссиять только из тьмы».

Это самоощущение Блок выразил в своем стихотворении «Двойник» Знаком этот образ печальный, И где-то я видел его... Быть может, себя самого Я встретил на глади зеркальной?

Вот он - Христос - в цепях и розах За решеткой моей тюрьмы. Вот Агнец Кроткий в белых ризах Пришел и смотрит в окно тюрьмы. В простом окладе синего неба Его икона смотрит в окно. Убогий художник создал небо. Но Лик и синее небо - одно. Единый, Светлый, немного грустный - За Ним восходит хлебный злак, На пригорке лежит огород капустный, И березки и елки бегут в овраг. И всё так близко и так далёко, Что, стоя рядом, достичь нельзя, И не постигнешь синего Ока, Пока не станешь сам как стезя... Пока такой же нищий не будешь, Не ляжешь, истоптан, в глухой овраг, Обо всем не забудешь, и всего не разлюбишь, И не поблекнешь, как мертвый злак.

Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь, Когда палач рукой костлявой Вобьет в ладонь последний гвоздь, - Когда над рябью рек свинцовой, В сырой и серой высоте, Пред ликом родины суровой Я закачаюсь на кресте, Тогда просторно и далеко Смотрю сквозь кровь предсмертных слез, И вижу: по реке широкой Ко мне плывет в челне Христос. В глазах такие же надежды, И то же рубище на нем. И жалко смотрит из одежды Ладонь, пробитая гвоздем. Христос! Родной простор печален! Изнемогаю на кресте! И челн Твой будет ли причален К моей распятой высоте?

«Петербург провалился. Есть там только один заложник. Человек – символ страшного мира, точка приложения всей муки его, единственная правда о нем, а может быть, и единственное оправдание его». Е.Ю. Кузьмина- Караваева (мать Мария)