Многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» В.Маканина Крылова Ксения МОУ АР «Гимназия п Нижний Куранах»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Advertisements

Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Обучающая: познакомить учащихся с изображением суровой правды войны, героизмом и патриотизмом русских солдат и офицеров в ходе Крымской войны, выявить.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Любить - значит делать добро. Л.Н.Толстой. Что значит счастливая семья (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)
Когда красота не спасает (по рассказу В.Маканина) «Кавказский пленный» (1994) Сегодня, когда размываются и теряют очертания прежде ясные характеристики.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Права, обязанности знай И по жизни побеждай! Если ты законы знаешь И их честно исполняешь, То спокойно проживешь И в беду не попадешь!
Презентация к уроку (чтение, 3 класс) по теме: урок по литературному чтению И. Дик "Красные яблоки"
Анализ повести «Тамань». Характер Печорина, роль пейзажа.
Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Поэты о Великой Отечественной войне 6 класс Коровина
Осип Эмильевич Мандельштам Объект исследования - стихотворения О.Э.Мандельштама. Предмет исследования: телесный код в лирике.
Транксрипт:

Многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» В.Маканина Крылова Ксения МОУ АР «Гимназия п Нижний Куранах»

Тема: Многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» В Маканина Актуальность: Недавние события взбудоражили весь мир. Война на Кавказе. Эта проблема 80-х годов актуальна и сегодня - вот одна из причин определившая выбор данного произведения Цель: исследовать два мира, несовместимых друг с другом- мир красоты и мир смерти Задача: окунуться в постреалистическую прозу; познакомится с творчеством Маканина; проанализировать многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» Гипотеза: Исследование произведения позволит выявить идейно-художественное своеобразие рассказа Объект исследования: творчество Маканина Предмет исследования: содержание произведения Ожидаемые результаты: данное исследование расширит мои представления о специфике современного литературного произведения и познакомит с постреалистическим направлением.

План: Аналогия названия рассказа с произведениями классической литературы. Главные герои, раскрытие их образов. Ритмика рассказа, особенности языка. Роль красоты в рассказе и влияние природы на внутреннее состояние героев. Главные эпизоды и их значения для проникновения во внутренний мир людей, попавших на бессмысленную войну. Выводы.

Анализ произведения: Который уж век Кавказ остаётся для русской литературы не только местом действия, но и культурным миром со своим специфическим менталитетом. Если в русской романтической поэме («Кавказский пленник» А.С.Пушкина) Кавказ- это пространство свободы, с ничем неограниченными возможностями, то уже в прозе XIX века (у Толстого «Кавказский пленник») Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений жителей, мелочами повседневности. Нравы и обычаи горцев стали естественной частью «энциклопедии русской национальной жизни», воссозданной литературой XIX века.

Аналогичные названия в литературе: А.С.Пушкин «Кавказский пленник» Романтическая поэма М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник» Поэма Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ

Главные герои: подполковник Гуров подполковник Гуров вспоминает, как действовал он "раньше (в былые-то дни) при интендантских сбоях или просто при задержках с солдатским харчем". Он "тоскует по таким понятным ему былым временам". Рубахин Рубахин говорит пленному: "...если по- настоящему, какие мы враги - мы свои люди. Ведь были же друзья! Разве нет?". Рубахин У Вовки-радиста Да только "привычные (советские)", всем известные слова Рубахин "говорил мимо цели", и "получалось, что стершиеся слова говорил он самому себе да кустам вокруг". У Вовки-радиста они вообще вызывают насмешку: "Да здравствует нерушимая дружба народов". Они для него - просто лозунги, а значит, - ложь.

Ритмика: Маканин словно специально ломает ритмику фразы, настойчиво вводя почти через каждое предложение вставные замечания. Ремарки в скобках заставляют задумываться при чтении. Это ещё одна попытка автора уточнить, конкретизировать слишком общее понятие. Принцип описания- от общего к частному. Красота замечательно Кавказа не спасает героев- люди гибнут, гибнут не понимая за что, за кого они ложатся в каменистую землю…

Роль красоты в рассказе: Красота в понимании Маканина –своего рода сигнал опасности, предупредительный знак… Красота в маканинском мире появляется рядом с тем, что опасно…Носителем красоты в этом мире является юноша… Сквозь женскую красоту герои просто проходят, не замечая её, как сквозь привычное…Пленный же у Маканина как бы не имеет пола. Это своеобразное присвоение ангельской сущности, утерянной женщиной. Неспасение красотой её носителя, неясность призыва, который обращает к человеку красота, вроде бы оправдываются у Маканина тем, что красота чужая. Служение красоте должно быть абсолютным- с риском чем угодно, с жертвой чем угодно, включая собственную жизнь. Чувствующий это каким-то собачьим инстинктом Рубахин не знает и не понимает этого. Оттого красота и гибнет в его руках.

Если поначалу глаз схватывает общее, то, задержавшись, начинает замечать «индивидуальное», характеризующее ситуацию именно «здесь» и «сейчас». «Красота» из универсальной эстетической категории превращается в «красоту местности» - а это уже взгляд и понимание человека, успевшего повоевать в горах: ручей, поляна, кустарник. Потом траншея, бугор, склон. И чёткое осознание того, насколько опасно открытое место- «красота» места может оказаться губительной. Ремарка в скобках откручивает кадры в недавнее прошлое и восстанавливает подробности. Вообще, первая страница написана как увертюра: в ней заданы все основные темы, мотивы, сюжетные ситуации, которые будут затем переплетаться, повторяться, «рифмоваться» в повествовании. Красота, смерть, тревога - тематические доминанты, которые становятся смысловым фундаментом произведения. Убийства, быстрые - почти «бегом» - похороны, столкновения с противником - ситуации, которые динамично сменяя друг друга, строят «военный» сюжет рассказа. Маканин регулярно возвращается к уже пройденному, словно бы с новой точки зрения смотрит на уже рассказанное, чётче устанавливает «резкость» изображения - так, чтобы не упустить значимой мелочи. Красота замечательного Кавказа не спасает героев- люди гибнут, гибнут…. Порой, не понимая за что, за кого они ложатся в каменистую землю.

История ефрейтора Бояркова возникает на первой странице - неожиданным диссонансом к теме красоты. В её звучание вторгается тема смерти - и быстро исчезает. Смерть постигла Бояркова там, где красота гор абсолютно совершенна. Смерть и красота на протяжении всего повествования будут неотделимы друг от друга. Они словно две стороны одной монеты – красота и смерть появляются всё время вместе Кавказский юноша вызывает множество смутных и невнятных для Рубахина переживаний: смущение, нежности, стыда, доверия, желания, вникания в чужую душу. Красота словно бы обостряет само чувство жизни в Рубахине: он вдруг начинает вслушиваться не только в окружающие звуки, но и в свою «притихшую» душу, которая неожиданно откликается на «заряд тепла и..нежности», исходящей от пленного. Его красота настолько тревожна и опасна, что Рубахин не в силах вернуть себе прежнее спокойствие и уравновешенность. И всё теснее смыкается мотив красоты с мотивом гибели: красивые губы юноши не должны издать ни звука, пока не пройдут отряды боевиков, его зажимает рука Рубахина, когда боевики оказываются в нескольких метрах от солдат. Красота чревата смертью. Эпизоды рассказа:

Вывод: В своё время Ф.М. Достоевский сказал, что красота спасёт мир, а Маканин показал, что красота не только не спасает, она предупреждает. Красота в маканинском мире появляется рядом с тем, что опасно… Рассказ даёт ясное представление о жизни Кавказа, мы видим отношения людей, войну, их отношение к войне. Видим, что жизнь на войне ничего не стоит, как меняют оружие на продовольствие своим врагам, всё это очень поражает. Эта война бессмысленна и жестока. Произведение простроено до мельчайших подробностей. Война на Кавказе, вероятно, никогда не кончится. И больно думать что и сегодня проливается безвинная кровь женщин, детей. И заканчивая работу, произнесу всем хорошо знакомые слова: « Люди мира, берегите мир!»

Используемая литература: Критические статьи: Д. Бавильский, А. Генис, Н. Иванова, Т. Касаткина, М. Липовецкий Работа о творчестве В. Маканина Агеев А. «Истина и свобода» Текст рассказа «Кавказский пленный» В.Маканина