Васильева С.Н. – учитель географии МОУ СОШ 33 г. Томска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержательные и методические особенности урока в условиях подготовки к ЕГЭ Сообщение с курсов Подготовила Н.Д. Райхель.
Advertisements

Система обучения учащихся 5 класса самостоятельной работе с учебником математики Подготовил учитель математики МОУ Влазовичская СОШ Мехедов Игорь Сергеевич.
МОУ «Харанжинская СОШ» Организация самостоятельной работы на уроках математики ( из опыта работы учителя математики Сарджанц О.М.)
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Новые формы дифференцированного контроля знаний обучающихся и методика их проведения Выполнена: Станиславской Еленой Алексеевной, учителем информатики.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
ГУ « Средняя школа 19» Тема самообразования : « Формирование навыков самостоятельной деятельности на уроках географии » Учитель географии : Мустафина Индира.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Доклад Тема: «Технология работы в парах и группах». Автор – составитель: учитель начальных классов МОУ СОШ 3 Кобзева Т.И. г. Балашов 2013 г.
Тема самообразования «развития навыков учащихся к самостоятельному обучению»
Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе Разуваева Евгения Михайловна КГУ «Гимназия 1города Темиртау»
Работа с контурной картой на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Отчет по теме самообразования учителя географии «Няндомской.
На первом этапе осуществлялись изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблемы исследования, была сформулирована цель исследования,
Методика работы по формированию навыка решения составной задачи Учитель- дефектолог МОУ СОШ п.Нивенское Долгополова Е.В.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
РЕШЕНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ Prezentacii.com. 1. повторить определения понятий: -система уравнений; -решение систем уравнений; -способы решения систем уравнений.
Русский язык. 8 класс. Тема урока: Составное глагольное сказуемое. Учитель: Киселева М.Н., МОУ СОШ 10 г. Щелково.
Транксрипт:

Васильева С.Н. – учитель географии МОУ СОШ 33 г. Томска

Понятия предусматривают один из важнейших компонентов системы научных знаний, базисную единицу из формирования они являются «ядром», вокруг которого формируются научные знания.

Понятия отражают обобщенные свойства и существенные связи предметов и явлений, поэтому овладение любой научной дисциплиной осуществляется на основе освоения специфичного для нее понятийного аппарата.

При формировании понятий выделяется три уровня: 1. Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?» 2. Применение понятий в знакомой ситуации. 3. Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.

Приемы формирования понятийного аппарата по географии или некоторые рекомендации по формированию функциональной грамотности. Обычный порядок введения терминов: Термин вводится в процессе объяснения материала по новой теме. Значение термина раскрывается до рассказа учителя или (чаще) в процессе рассказа. Учащиеся записывают новый термин на данном уроке и закрепляют его значение на последующих. Новое слово учитель четко пишет на доске, выделяя трудные орфограммы цветным мелом и голосом, заранее предупреждает возможные ошибки: «Мис-су-ри – буква С повторяется два раза».

Приемы формирования понятийного аппарата по географии или некоторые рекомендации по формированию функциональной грамотности. Закрепить новую лексику и отработать можно с помощью нескольких приемов: Работа с учебником (составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, использование терминов в тексте, словарь терминов). Работа со справочной, хрестоматийной литературой. Оформление в кабинете словаря терминов, накопление дидактического материала по терминам. Запись на доске плана урока. Семинарские занятия. Уроки – конференции. Введение тетрадей – словарей. Микрословариков.

Приемы формирования понятийного аппарата по географии или некоторые рекомендации по формированию функциональной грамотности. Контроль Сочинения с применением терминов. Рефераты. Практическая работа. Составление чайнвордов, кроссвордов, ребусов.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 1. «Почта». Учащимся раздаются кармашки («почтовые ящики») с названиями тем изученных, или изучаемых в данный момент, а также раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по кармашкам и не ошибиться адресом. Например: исток положить в конверт «Воды суши».

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 2. «Третий лишний», «Четвертый лишний» или «Белая ворона». Учащимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить. Например: река, остров, залив, море карстовые, ледниковые, межпластовые Ангара, Енисей, Анхель, Амазонка

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 3. «Я шагаю» На каждый шаг учащиеся называют термины, относящиеся к теме. Выигрывает тот, кто назовет, больше терминов не останавливаясь.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 4. «Географическая цепочка». Учащиеся по очереди, не вставая, называют термины по цепочке от первой парты до последней, либо задают вопрос по знанию терминов, ответив, ученик, следующий вопрос задает другому. Возможна взаимопроверка, работа в парах.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 5. «Географическая зарядка» Проводится в начале каждого урока, чтобы вспомнить все термины по заданной теме.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 6. Работа по карточкам. Подчеркни термины, относящиеся к определенной теме. Объясни их значение. Например: подчеркни слова, относящиеся к теме «Воды суши»: гидросфера, полуостров, пролив, подземные воды, море, водоупорный слой, источник, исток.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 7. Вставь пропущенные буквы и слова. Объясни их значение. Например: «Бархан это … из песка, отложенного ветром» (холм, повышение)

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 8. Почему ниже приведенные слова написаны с большой буквы? Сгруппируй их. Покажи по карте. Например: Байкал, Атлантический, Ниагарский, Анхель, Ангара, Амазонка, Онежское.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 9. Составьте предложения со следующим набором терминов. Слова побираются по изученной теме. Удачно это задание давать в конце урока, в качестве вывода к уроку.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 10. Словарные диктанты. В методической литературе по географии известны различные виды диктантов. Комментированный диктант. Учитель называет географический объект. Ученик - комментатор дает определение объекта и показывает его на стенной карте. Учащиеся вслед за комментатором отыскивают название на картах, а потом записывают его вместе с определением или необходимыми пояснениями в тетрадь. Объяснительный диктант с последующей записью в тетрадях. Учитель диктует термин, например, тропики. Учащиеся записывают его и самостоятельно записывают определение. Графические диктанты. Учащимся зачитываются утверждения, где надо отвечать «да» или «нет», а ответы записывать в виде. Словарный диктант. Учащиеся пишут под диктовку термины. Задача написать без ошибок.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 11. «Поле чудес». 12. «Ручеек знаний». Учащимся, отвечающим у доски, дополнительно задают вопросы на знание терминов или географических объектов. 13. «Кто больше». На доске вывешивается большой лист с буквами. Составьте из данного набора букв как можно больше терминов. 14. «Синквейн» 15. «Пирамида» 16. «Найти соответствие» 17. «Паучок»

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 18. «Словарные пятиминутки». Из газет и журналов учащиеся узнают много новых знаний. На словарной пятиминутки они спрашивают учителя о расположении нового для них географического объекта, о происхождении его названия, иногда по заданию учителя сами разыскивают по картам новые объекты, раскрывают их смысл, а потом рассказывают об этом.

Виды словарно – терминологической работы на уроках географии 19. «Вопросник». При завершении больших тем можно предложить учащимся составить вопросники по изученному материалу. На уроке к доске вызываются по два ученика. Один – задает вопросы, другой – отвечает. Задания могут быть различные: показать на карте объект, сравнить его с другими, угадать объект по ряду признаков, придумать предложение с термином, дать определение термина и т.д.

Повторение терминологии в разнообразных географических играх дает положительные результаты.