Общественный смотр знаний в 7 классе по теме: «Путешествие по континенту Химия» Храброва Наталья Алексеевна Учитель химии Учитель химии МОУ «СОШ 1» МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Атомы и молекулы (урок изучения нового материала) Учитель физики МОУСОШ 46 г. Рязани Тулюпа Ираида Борисовна.
Advertisements

Тема урока:Строение атома Учитель химии МБОУ СОШ 20 г.Королева Московской области Баранова Ирина Александровна.
Общие сведения Водород в природе Строение атома Физические свойства Получение Химические свойства Применение.
Открытый урок по химии в 9 классе Тема урока: Подготовила Тюленева С.А. учитель химии -2010г-
Общие представления об органических веществах Введение в органическую химию.
Презентация студентов группы Л Смилыка Алексея и Москальонова Сергея.
Атомы и молекулы (урок изучения нового материала).
Водород - первый химический элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Атомный номер водорода 1, относительная атомная масса.
Вещества и явления в окружающем мире Работу выполнил: ученик 5 В класса МБОУ Средняя школа 128 Бессонов Максим.
Органическая химия Выполнила ученица 9 класса Шуйская Анна.
Строение вещества. Молекулы. тема: Первоначальные сведения о строении вещества. Урок 4/1 7 класс.
LOGO Строение атомов Физика. 9 класс. Сазонов Василий Викторович, МОУ СОШ д.Васькино.
Азот – "безжизненный" элемент, но важная составная часть жизни на Земле. Цели урока: Повторить и закрепить знания учащихся по строению атома и молекулы.
Вещества и явления в окружающем мире Урок 1. Вещества.
Моя любимая наука «Физика». Физика – одна из наук о природе.
ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Без этого элемента вы не проживете и десяти минут.
Инертные газы в таблице Менделеева – это элементы главной подгруппы VIII группы: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон, причем последний является.
Тема урока: Кристаллические решетки. Эпиграф. «Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри» (Н.Бердяев)
. Урок 10 Тема «Кислород» Цель урока: Систематизировать знания о физических свойствах кислорода. Познакомиться с понятием «оксиды», со способами получения.
Транксрипт:

Общественный смотр знаний в 7 классе по теме: «Путешествие по континенту Химия» Храброва Наталья Алексеевна Учитель химии Учитель химии МОУ «СОШ 1» МОУ «СОШ 1» г.Новомосковск г.Новомосковск

Цели урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся VII класса; повторить и обобщить знания о первоначальных химических понятиях, закрепить умения составлять химические формулы оксидов, кислот, солей и оснований, уравнения реакций, определять тип реакций, степени окисления элементов. Способствовать развитию логического мышления и речи; уметь работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы. Вызвать у учащихся интерес к предмету.

Эпиграф к нашему уроку: «Дорога к знанию? Ну что же её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше с каждым разом».

Схема маршрута по континенту «Химия».

Лист контроля знаний команды: ЗаданияКоличество баллов 1. «Давайте познакомимся» 2. «Игротека» 3. «Третий лишний» 4. «Экспертиза» 5. «Химик – эрудит» 6. «Знатоки» 7. «Презентация» Общее количество баллов: _____ Место____

Руководитель: Храброва Н.А. Подготовили: Бокарева Дарья, Присенко Ирина, Семин Евгений.

«Многоуважаемые коллеги-химики 7-а и 7-д класса!!! Недавно я начал изучать химию. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возникли неразрешимые вопросы. Помогите мне, пожалуйста, ответить на них. С большим нетерпением жду ответа. Желаю удачи! С уважением, Шарик-химик».

1 КОНКУРС «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ». Абв г д простое смесь сложное смесь

2 КОНКУРС «ИГРОТЕКА» Выигрышный путь составляют: Выигрышный путь составляют: А – одинаковое значение степени окисления азота: А – одинаковое значение степени окисления азота: SO3SO3SO3SO3 Б – одинаковое значение степени окисления серы: KNO 3 Mg 3 N 2 NH3NH3NH3NH3 KNO 2 N2O3N2O3N2O3N2O3 NaNO 2 N2N2N2N2 HNO 3 NaNO 3 H2SO3H2SO3H2SO3H2SO3 Na 2 SO 4 H2SH2SH2SH2S H2SO4H2SO4H2SO4H2SO4 MgSO 4 SO2SO2SO2SO2 S ZnSO 4

3 КОНКУРС « ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» CaO BaCl 2 В каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которое вы считаете «третий лишний». Определить формулы оксидов, оснований, кислот,солей и назвать их. H2OH2OH2OH2O P2O5P2O5P2O5P2O5 Ca(OH) 2 Al(NO 3 ) 3 MgO CO 2 HCl H 2 SO 4 Al(OH) 3 SO 2 Na 2 SO 4 HNO 3 BaO

ОксидыОснованияКислотыСоли BaO Ca(OH) 2 HNO 3 Na 2 SO 4 CO 2 Al(OH) 3 HCl BaCl 2 СaОСaОСaОСaО H 2 SO 4 Al(NO 3 ) 3 P2O5P2O5P2O5P2O5 SO 2 MgO H2OH2OH2OH2O

4 конкурс «ЭКСПЕРТИЗА» ЗАДАНИЕ для 7-д класса. Сапоги мои – того: Пропускают …. Распознать … среди других веществ и найти массовые доли химических элементов в сложном веществе. ЗАДАНИЕ для 7-а класса. На суку сидит сова, Выдыхает …. Доказать наличие … и найти массовые доли химических элементов в сложном веществе.

Ответ 4 конкурса: Ответ: H2O. ω(H) = 2 : 18 = 0,1111 ИЛИ 11,11% ω(O) = 16 : 18 = 0,8889 ИЛИ 88,89% Ответ: CO2. ω(C) = 12 : 44 = 0,2727 ИЛИ 27,27% ω(O) = 32 : 44 =0,7273 ИЛИ 72,73%

5 КОНКУРС «ХИМИК - ЭРУДИТ» 5 КОНКУРС «ХИМИК - ЭРУДИТ» Восстанови шпаргалку. В кабинете химии учитель на доске заранее написал уравнения химических реакций. Кто- то пробрался в кабинет и стёр коэффициенты. Восстановите их и определите тип химической реакции. Сумма правильно расставленных коэффициентов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида аммония NH4OH; …Fe(OH)3 > Fe2O3 + …H2O Al2O3 +…H2SO4> Al2(SO4)3 +…H2O … HCl + Cr2O3 > …CrCl3 +…H2O …Al + …O2 > …Al2O

Mr (NH 4 OH) = = 35 Сумма коэффициентов: =35

6 КОНКУРС «ЗНАТОКОВ» Определите тип химической реакции. Определите тип химической реакции. Объясните, почему вы так решили? Объясните, почему вы так решили? До реакции: До реакции: После реакции: После реакции: ++ Zn H ClCl H Zn Cl Cl HH

Презентация по химии ученика 7 – А класса Гнедкова Ивана.

Воздух – неисчерпаемое сырьё

азот кислород Диоксид углерода Инертные газы Воздух Воздух

Общее Сегодня мы очень хорошо знаем земную атмосферу, толщина которой составляет более 1000 км. Воздушные шары с людьми и без них, самолёты и ракеты поднялись на большую высоту воздушного пространства и определили количественное содержание бактерий, давление, плотность и состав воздуха. А искусственные спутники Земли посылают на землю точные результаты измерений. Тот, у кого есть глобус диаметром 35см, может представить себе вокруг него 2-ух см слой, и получит, таким образом, представление о величине атмосферы. Атмосферы нашей планеты весит 5.1*10 в 13 степени меганьютонов, а объём её составляет более, чем 4*10 в 18 степени метров в кубе. В воздухе содержатся величайшие ценности. Физики и химики размышляют над проблемой их использования. Линде, например, технически реализовал теоретические работы Андрюса, Фарадея, Джоуля и Томсона и развил методы сжижения воздуха. Жидкий воздух является важнейшим источником для получения кислорода, азота и инертных газов. Габер и Бош разработали метод, с помощью которого азот воздуха можно связать с водородом. То, что ещё в позапрошлом столетии казалось утопией, например получение удобрений, кислот и других химических соединений из воздуха, в последствии сто шестьдесят лет стало реальностью.

Интересная смесь До конца XVIII века считали, что воздух состоит из одного простого вещества. Только Пристли и Лувазье, благодаря исследованию процессов сгорания, пришли к выводу, что воздух представляет собой смесь газов. Сухой воздух имеет следующий состав (по объёму): азот 78,095% азот 78,095% кислород 20,939% кислород 20,939% диоксид углерода 0,031% диоксид углерода 0,031% инертные газы 0,935% инертные газы 0,935% из них аргон 0,933% из них аргон 0,933% Гелий до сих пор получали из природного газа. Этот не горючий газ в большом количестве расходуют на аэростаты и воздушные шары. Смесью кислорода и гелия дышат водолазы при работе на большой глубине. Её применяют также для лечения астмы. Другие инертные газы получают при многократном ступенчатом испарении воздуха. Неоном, например, заполняют лампы дневного света и светящиеся трубки реклам, при пропускании электрического тока он излучает интенсивный оранжевый свет. Инертные газы для заполнения люминесцентных и специальных ламп с металлической нитью (например, криптоновых) получаются в качестве ценных побочных продуктов на всех больших предприятиях, которые производят технические газы с помощью ожижения воздуха. В защитной атмосфере аргона проводят сварку, к месту работ его доставляют в баллонах под давлением.

Эксперименты с кислородом Кислород – самый распространённый элемент. Наша атмосфера, как вы уже знаете состоит на 21% из кислорода: исследованные 16 км. земной коры– литосферы – состоит наполовину из кислорода, а водный бассейн – гидросфера – на 89%. Растения, животные и человек нуждаются в кислороде, так как от него зависит нормальное протекание жизненных процессов. В промышленности и технике он используется для окисления. Он содержится во многих химических соединениях. Чтобы получить чистый кислород, нужны исходные вещества, богатые этим элементом. К ним относятся нитраты и хлораты, то есть соли азотной и хлорноватой кислоты, а также пероксиды. В технике, где счет идёт на тысячи тонн, используются широко распространенные – вода и воздух. Необходимая для этого аппаратура очень сложна и дорога. В лабораториях, напротив, другие условия, так как в наших опытах часто имеем дело с объёмом газов меньше миллилитра. Поэтому аппаратура в лабораториях должна быть дешевой и простой в обращении. Для небольших количеств, которые мы получаем, не имеет существенного значения высокая цена исходного продукта.

Презентация на тему: «Основы общей химии» ученицы 7 – Д класса Присенко Ирины.

Основы общей химии. Самое интересное в окружающем нас мире - это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох - и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох - и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свёртывание крови, сгорание автомобильного топлива, образование льда. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира. Чтобы управлять превращениями веществ, необ­ходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Доя этого и нужна химия. Современная химия - фундаментальная система знаний, основанная на богатом экспериментальном материале и надёжных теоретических положениях. Химия занимает централь­ное место среди наук о природе и обладает фантастической созидательной силой. На сегодняшний день известно почти 20 млн. органических и около полумиллиона неорганических веществ. Часть из них (кислород, вода, белки, углеводы, нефть, золото и др.) дана нам природой в готовом виде, другую часть (например, асфальт или искусственные волокна) человек получил путём небольшой модификации природных веществ. Но самую большую группу составляют вещества, которых раньше вообще не существовало, и человек синтезировал их самостоятельно. В этом и заключается уникальность химии: она не только изучает то, что дано природой, но и сама постоянно создаёт для себя всё новые и новые объекты исследования. В этом отношении химии нет равных среди других наук. Каждое из химических веществ имеет своё внутреннее строение и может вступать в сотни разнообразных реакций. Эти два аспекта взаимосвязаны. Внутреннее строение определяет химические свойства, а по химическим свойствам, в свою оче­редь, часто можно судить об устройстве вещества. Даже самые простые молекулы имеют весьма сложное строение, поскольку состоят из большого числа частиц. Скажем, в молекулу воды входит целых тринадцать частиц - три ядра и десять электронов. Строение любой молекулы представляет собой неисчерпаемый источник знаний и открытии.

Химические наблюдения и знания о веществах и их превращениях человечество накапливало на протяжении тысячелетий. И во все времена задачей практической химии было укрощение вещества для блага человека. Существование человечества на рубеже тысячелетий немыслимо без химии и всего того широчайшего спектра продуктов, которые могут быть получены только при помощи химических технологий. Часто с химией связывают глобальное загрязнение окружающей среды, сопутствующее многим промышленным процессам, создание химического оружия, наркотиков и другие сомнительные достижения «химических гениев». Всё это послужило причиной возникновения к концу ХХ в. настоящей хемофобии. Однако не стоит забывать, что химическое знание само по себе не может быть плохим или хорошим - оно только мощный инструмент, а результат работы зависит от того, в чьих руках этот инструмент окажется. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно - новое лекарство или новый строительный материал. Поэтому в химии чрезвычайно важна личность человека: заниматься химией должны только высокообразованные, глубоко порядочные и интеллектуально развитые профессионалы.

У истоков атомистической теории. Современные понятия элемента, атома и простого вещества, молекулы как совокупности связанных между собой атомов сформировались сравнительно недавно. Но атомистическая теория строения материи - учение о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, - прошла долгий трудный путь. Догадки древних, основанные лишь на размышлениях, в принципе, не так уж далеки от нынешних представлений: существуют определённые типы атомов (элементы), которые могут по-разному соединяться друг с другом, давая огромное разнообразие веществ с несхожими свойствами. Такое учение было величайшим достижением человеческого разума. Очень образно об этом сказал американский физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман: « Если 6ы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это - атомная гипотеза (можно называть её не гипотезой, а фактом, но это ничего не меняет): все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспре­рывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе... содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения».

С помощью атомистической теории древние философы пытались объяснить разнообразие форм материального мира. Например, логично было предположить, что существуют разные «сорта» атомов, отличающиеся размерами и формой. Все они могут каким-то способом сцепляться друг с другом. И это ключ к пониманию различий в свойствах веществ. Скомбинировав атомы иначе, как детали в конструкторе, можно одно вещество превратить в другое. Подобное доказательство существования атомов, или первоначал, приводил древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) в поэме «О природе вещей»: Нашему зренью они, то от нас и движенья их скрыты… Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая, Мечутся взад и вперёд в лучистом сиянии света. Знай же: идёт от начал всеобщее это блужданье… Так, исходя от начал, движение мало-помалу Наших касается чувств, и становится видимым также Нам и в пылинках оно, что движутся в солнечном свете, Хоть незаметны толчки, от которых оно происходит… Читая эти строки, нельзя не удивиться тому, что две тысячи лет тому назад люди, не имея научных приборов, додумались до столь тонких вещей, как существование атомов и их непрерывное движение, похожее на броуновское. …существуют тела, которых мы видеть не можем… Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может. И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сырее всегда и, на солнце вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза… Ибо лежит за пределами нашего чувства Вся природа начал. Поэтому раз недоступны

Если бы миллионы разнообразных веществ, а следовательно, и тела, из них состоящие, не претерпевали никаких изменений, мир был бы скучным и застывшим, лишённым движения, развития. К счастью, мир устроен иначе. Под воздействием внешних условий (температуры, давления, освещённости и др.) вещества изменяются. Вода закипает и переходит в пар, лёд тает, распускаются и опада­ют листья, расцветают и увядают цветы. Течёт жизнь... Изменения веществ и тел обычно подразделяют на два типа: физические процессы и химические превра­щения (реакции). Физический процесс не затрагивает молекул (или других мельчайших структурных единиц) веществ. Их химический состав остаётся прежним, меняется лишь форма тела (при деформации), размер частичек (при измельчении вещества), агрегатное состояние. Кипение воды, вытягивание алюминиевой проволоки, появление инея, выпадение росы, образование туманна, измельчение мрамора – всё это физические процессы. При этом молекулы воды не распадаются на атомы, атомы алюминия не объединяются в молекулы. А вот явления, в ходе которых одни вещества превращаются в другие, называют химическими превращениями или химическими реакциями. Они тоже знакомы каждому: горение древесины, ржавление железа, прогоркание масла, скисание молока... Химическая реакция - это взаимодействие частиц (молекул, атомов) вещества или разных веществ друг с другом, которое приводит к разрыву старых и образованию новых химических связей. При этом изменяется строение молекул исходных веществ и, как правило, состав (есть и такие химические реакции, при которых состав вещества не меняется, например превращение графита в алмаз). Физические процессы и химическая реакция.

Периодическая система элементов Д.И.Менделеева… Химики не перестают удивляться ей простоте и изяществу, будущие специалисты – студенты –сложности и запутанности связей между строением атомов и свойствами элементов, а школьники – огромному количеству информации, которое уместилось всего на одной страничке. Действительно в каждой ячейке таблицы (а их уже больше сотни) указаны и международный символ элемента, и его название, и порядковый номер, и относительная атомная масса. В полных вариантах содержаться и другие сведения: цветом выделяют принадлежность элемента к тому или иному семейству, указывают строение электронных оболочек, приводят свойства простых веществ и тип их кристаллической структуры. Современный облик таблицы – плод долгого и напряжённого труда тысяч и тысяч химиков и физиков. Менделеев вполне мог бы повторить слова английского учёного Дж. У. Меллора, который по окончании многолетней работы над своей 16-томной энциклопедией по неорганической и теоретической химии написал на титульном листе: «Посвящается рядовым огромной армии химиков. Их имена забыты, их труд остался…» В самом деле, немногие знают о том, кто именно уточнил соотношение изотопов олова в природе, предложил современную шкалу атомных масс, впервые разделил мифический элемент дидим на празеодим и неодим, синтезировал нептуний и обнаружил его следы в земной коре – словом, внёс свой вклад, пусть порой и небольшой, в заполнение ячеек таблицы. Корни же этого великого открытия уходят вглубь веков, в античность, когда были сформулированы первые идеи об атомах. Досье вещества. В каждой ячейке.

Трудно переоценить практическую роль химии в нашей жизни. Химия создаёт новые материалы и разрабатывает новые химические методы, которые широко используются в различных областях человеческой деятельности. Очень многие достижения научно- технического прогресса обязаны своим существованием успехам в развитии химии. Химия играет первостепенную роль в решении продовольственной проблемы. С помощью разработанных химиками пестицидов (ядохимикатов) осуществляется борьба с сорняками, вредными насекомыми и другими вредителями растений. Химические методы используются для увеличения сроков хранения продукции растениеводства и животноводства.

Все мы являемся свидетелями строительного бума. Разрабатываются строительные материалы нового поколения – разнообразные плиты, панели, покрытия, лаки, краски, шпатлёвки и т.д., позволяющие не только повышать качество строительства, но и существенно сокращать его сроки.

Многогранна роль химии в развитии транспорта. В результате химической переработки нефти, осуществляемой на нефтехимических заводах, получаются все виды автомобильного топлива (бензин, керосин, дизельное топливо и др.) Без развития производства синтетического каучука и резины невозможно было бы удовлетворить потребности отрасли в автомобильных шинах. В автомобилестроении применяется множество полимерных и лакокрасочных материалов; при эксплуатации любого транспорта используются различные синтетические масла, антифризы (жидкости для охлаждения двигателей внутреннего сгорания в зимних условиях).

Особую роль играет химия в проблемах, связанных с охраной здоровья. Достаточно зайти в любую аптеку и увидеть невероятный ассортимент различных лекарственных препаратов, чтобы понять, каково значение химии в фармации.

Говорить о роли химии в нашей жизни можно и дальше. Есть ещё одна, не менее важная причина для изучения химии. Будучи фундаментальной наукой она развивает интеллект, а являясь неотъемлемой частью общечеловеческого культурного наследия, формирует широту взглядов и эрудицию.

Синквейн Одно существительное Одно существительное Два прилагательных Два прилагательных Три глагола Три глагола Одна фраза Одна фраза Одно существительное – синоним первого существительного Одно существительное – синоним первого существительного

С каким настроением вы заканчиваете путешествие?

Рефлексия Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него +: 1. Сегодня на уроке я закрепил(а) знания. 2. На уроке было над чем подумать. 3. На уроке я поработал(а) добросовестно. 4. Мне было интересно. 5. Я хотел(а) бы … Поднимите руки те, кто поставил 5 +, 4 +, 3 +. Поднимите руки те, кто поставил 5 +, 4 +, 3 +.