Урок по теме «Классификация неорганических веществ» Покровская Наталия Васильевна, учитель химии ГОУ СОШ 939 г.Москвы. Идентификатор
Цель урока Сформировать понятие об основных классах неорганических веществ.
Задачи урока Образовательная: познакомить учащихся с основными классами неорганических веществ; сформировать умение определять по формуле принадлежность вещества к определенному классу. Развивающая: развивать у учащихся общеучебные навыки, самостоятельность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Воспитательная: содействовать экологическому воспитанию, раскрывая материал о воздействии химических веществ на природу; развивать познавательный интерес учащихся к предмету химия, используя конкретные примеры из жизни.
кислоты оксиды класс соли основания
ОксидыКислотыОснованияСоли ЭхОyЭхОyЭхОyЭхОy НхRНхRНхRНхR Ме(ОН) х Ме х R y Э – элемент О – кислород Н – водород R – кислотный остаток Ме – металл ОН – гидроксогруппа
Оксиды ЭхОy Кислотные НемеxОy Основные МеxОy Амфотерные Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Основные оксиды – это оксиды металлов Ме х О y
Основные оксиды СаО – оксид кальция, негашеная известь. Используется как побелка. Используется как побелка. Nа 2 O – оксид натрия. Входит в состав оконного стекла. Входит в состав оконного стекла. РbO – оксид свинца. Входит в состав хрусталя. Входит в состав хрусталя.
Кислотные оксиды – это оксиды неметаллов НемеО
Одной из проблем, имеющих глобальный характер, стало возрастание содержания оксида углерода (IV) в атмосфере в связи с деятельностью человека Одной из проблем, имеющих глобальный характер, стало возрастание содержания оксида углерода (IV) в атмосфере в связи с деятельностью человека Деятельность человека привела к заметному истреблению растений, которые усваивают оксид углерода (IV) в процессе фотосинтеза. Деятельность человека привела к заметному истреблению растений, которые усваивают оксид углерода (IV) в процессе фотосинтеза. Оксид углерода (IV)
Большая часть СО 2 в атмосфере образуется при использовании топлива для получения различных видов энергии в атмосфере образуется при использовании топлива для получения различных видов энергии Оксид углерода (IV )
Рост концентрации оксида углерода (IV) в атмосфере вызывает повышение температуры воздуха, создавая парниковый эффект. Это может привести к глобальным изменениям климата. Оксид углерода (IV)
SO 2 Один из сильнейших загрязнителей атмосферы - оксид серы (IV) Попадает в атмосферу при обжиге сульфидных руд для производства серной кислоты и некоторых металлов:
SO 2 Оксид серы (IV) легко соединяется с водой, образуя сернистую кислоту SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3
NO -> NO 2 В выбросах некоторых предприятий есть оксид азота (II). Он летит над дымовыми трубами, окисляясь кислородом воздуха до оксида азота (IV). Тривиальное название оксида азота (IV) - «лисий хвост». 2NO + O 2 = 2NO 2
Оксид азота (IV) NO 2 реагирует с водой с образованием азотной кислоты 3NO 2 + H 2 O = 2HNO NO Сернистая и азотная кислоты могут входить в состав «кислотных дождей».
Кислотные дожди Кислотные дожди поражают растительность, губят живые организмы водоемов и почв, вызывают заболевания у людей. Лес после кислотного дождя
Кислоты Н х R Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Соляная кислота НСl В начале 16 века Парацельс предположил, что в желудке при питье кислой воды появляется кислота. В 1824 году английский врач и биохимик Уильям Праут определил, что кислотой, входящей в состав желудочного сока, является соляная кислота
Кислотность желудка Соляная кислота запускает пищеварение во всем желудочно- кишечном тракте, благодаря чему микробы и паразиты, попавшие в желудок, расщепляются пищеварительными ферментами. Недостаток соляной кислоты создает идеальные условия для колонизации кишечного тракта бактериями, простейшими и червями.
Яблочная кислота Щавелевая кислота Аскорбиновая кислота Муравьиная кислота Кислоты вокруг нас
Основания Ме(ОН) х Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп
Основания МеОН Растворимые основания - щёлочи - содержатся в большом количестве в отбеливающих, моющих средствах, жидкостях для чистки санитарной техники. Их бытовые названия - каустическая сода (NaOH), каустический поташ (KOH), гашеная известь (Ca(OH) 2 )
Fe(OH) 2 + H 2 O + O 2 = Fe(OH) 3 Ржавчина – это гидроксид железа (III). Вещество относится к классу оснований, точнее – нерастворимых оснований
Соли Ме x R y Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков
Поваренная соль NaCl Недостаток этой соли приводит к функциональным и органическим расстройствам Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет г
Химия в саду Все удобрения относятся к классу солей. Избыток и недостаток удобрений для растений равносильны избытку или недостатку питания человека. Голодное растение постепенно перестает плодоносить, а при перекорме вырождается: в его плодах даже появляются вредные вещества.
Виды удобрений: Фосфат кальция Са 3 (РО 4 ) 2 Фосфат кальция Са 3 (РО 4 ) 2 сульфат калия К 2 SO 4 сульфат калия К 2 SO 4 хлорид калия KCl хлорид калия KCl нитрат кальция Ca(NO 3 ) 2 нитрат кальция Ca(NO 3 ) 2 нитрат калия KNO 3 нитрат калия KNO 3 сульфат натрия Na 2 SO 4 сульфат натрия Na 2 SO 4
Работаем самостоятельно! Начертите таблицу и запишите формулы веществ в соответствующие колонки: ОксидыЭОКислоты НR ОснованияМеОНСоли МеR
Са 3 (РО 4 ) 2 ВаО К 2 SO 4 PbO Fe(OH) 3 HNO 3 P 2 O 5 KCl Ca(NO 3 ) 2 KNO 3 SiO 2 H 2 SO 4 Mg(OH) 2 H 2 CO 3 NaOH Al 2 O 3 Na 2 SO 4 FeO
А теперь проверим, А теперь проверим, что у нас получилось! что у нас получилось! Итак… Итак…
ОксидыКислотыОснованияСоли ВаОPbO P 2 O 5 SiO 2 Al 2 O 3 FeO
ОксидыКислотыОснованияСоли ВаОPbO P 2 O 5 SiO 2 Al 2 O 3 FeO HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3
ОксидыКислотыОснованияСоли ВаОPbO P 2 O 5 SiO 2 Al 2 O 3 FeO HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 Fe(OH) 3 Mg(OH) 2 NaOH
ОксидыКислотыОснованияСоли ВаОPbO P 2 O 5 SiO 2 Al 2 O 3 FeO HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3 Fe(OH) 3 Mg(OH) 2 NaOH Ca(NO 3 ) 2 К 2 SO 4 Са 3 (РО 4 ) 2 KCl KNO 3 Na 2 SO 4
Спасибо за сотрудничество! Спасибо за сотрудничество!