Управление образованием муниципального образования «Охинский район» МОУ СОШ 1 г. Оха Сахалинская область Концепция учебно-воспитательного процесса "Искреннее обучение" Семенова Т.Т. заместитель директора по УВР Маневич Т.Г. заместитель директора по УВР
3 Коллектив МОУ СОШ1 г.ОХИ считает педагогически целесообразным создание системы обучения, в основе которой лежат принципы: диалогичности; системности; ортобиотичности; успешности; психологического комфорта.
Проблема, которая стоит перед школой: гуманизация педагогического процесса, обучение, воспитание и развитие индивидуальных способностей учащихся на основе личностно- ориентированного подхода.
Цель эксперимента: Создать «открытое обучение»; Изменить отношения между учителем и учениками; Добиться комфорта в обучении.
Основной замысел эксперимента предусматривает новую организацию учебного процесса; расширение прав учащихся (свободный урок,час подтверждения знаний); создание условий для успешной социализации в обществе.
Объект эксперимента. Учебно – воспитательный процесс в школе. Предмет эксперимента. Технология УВП. Отношения:учитель-ученик; учитель-родитель; ученик-ученик;ученик-родитель- ученик;учитель-учитель.
Педагогические цели эксперимента: повысить эффективность УВП, его качество (найти и апробировать новые формы и методы работы с учащимися для формирования способностей к самообразованию и саморазвитию); создать благоприятные условия для интеллектуального развития личности, всемерного развития её способностей,для получения учащимися прочных знаний; создать предпосылки для развития «ситуации успеха» в обучении детей с разным уровнем развития.
Гипотеза. Если учебно – воспитательный процесс в школе будет построен на принципах «Искреннего обучения», на основе изучения реальных учебных возможностей учащихся,на установлении дидактических причин слабой успеваемости, с применением новых технологий, форм и методов учебной работы, планирования и организации УВП в соответствии с личностными особенностями ребенка, то это значительно повысит эффективность учебно – воспитательного процесса, его качество, т. е. будет создано «открытое обучение», изменены отношения между учителем, учащимися и родителями.
Задачи эксперимента: создать благоприятные условия для интеллектуального развития личности; обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям; создать условия для развития творческого потенциала учителей, преобразуя методическую деятельность в исследовательскую; продолжить внедрение проблемно – исследовательских методов обучения в УВП; создать пакет диагностических материалов (учитель,ученик, родитель)
Ожидаемые результаты. Учебно – воспитательный процесс, созданный в ходе эксперимента на принципах «Искреннего обучения», Обеспечит:
ученику саморазвитие, самовоспитание, самореализацию нормальное «взросление»; реализацию прав; комфорт и эмоциональное благополучие; сохранение здоровья; социализацию.
учителю повышение престижа, усиление потребности в поиске новых методов обучения; знания в овладении диагностиками исследования личности учащегося; развитие творческого потенциала учителей, преобразование методической деятельности учителя в исследовательскую.
Родителю изменение роли и места родителей в процессе образования воспитанников; «открытость» школы для родителей; удовлетворенность процессом и результатами образования ребёнка.
Основным результатом эксперимента станет создание модели учебно – воспитательного процесса «Искреннее обучение», создание нормативно- правового обеспечения модели.
Принципы обучения: обучение без страха; открытость; диалог; равноправие; сохранение здоровья
В тихом городе у моря Мы с тобой учились в школе: ты и я, ты и я Белой чайкой на просторе Школа первая моя! Припев: Школа первая, школа первая Радость моя и печаль. Школа первая, школа первая Расставаться с тобою мне жаль. 2. Мы встречались утром каждым. Вместе много пройдено дорог, Но сказать о самом важном Я сегодня только смог. Припев: Школа первая, школа первая Радость моя и печаль. Школа первая, школа первая Расставаться с тобою мне жаль. 3. Я люблю тебя, родная школа И душой и сердцем говоря: «Пусть повторится это снова – Школа первая моя» Припев: Школа первая, школа первая Радость моя и печаль. Школа первая, школа первая Расставаться с тобою мне жаль. музыка В.Байкиной слова Б.Пономарёва
Критерии оценки ожидаемых результатов
ученик наличие условий для саморазвития,самовоспитания,самореализации; соответствие результатов образования индивидуальным возможностям ученика; повышение мотивации учения; комфорт в обучении; успешность в обучении.
учитель престиж учителя; творческий рост педагога; здоровый работоспособный коллектив педагогов; психологический климат; успешность учителя.
родитель «открытость» школы ( День школы, Ученик года, Семья года) Удовлетворенность процессом и результатами образования ребёнка.
Программа «SEED»
Энциклопедия «Одарённые дети – будущее России» Кротова Варвара художественное слово Байкин Николай скрипка Марущенко Ксения вокал
Педагогический коллектив
Нормативно – правовое обеспечение учебной модели «Искреннее обучение» (некоторые примеры)
Создание условий для обучающихся Положение о независимой экспертной комиссии (НЭК); Конкурс ученичества « Школа первая моя…; Положение « О дне открытых знаний»; Положение « О свободном уроке»; Положение « О часе подтверждения знаний»; Кодекс чести ученика; Положение « О детском Совете»; и другие.
Взаимодействие участников образовательного процесса Положение «О классном воспитателе»; Положение «О классах повышенного внимания»; Положение «О научно – исследовательской деятельности учителей»; Положение «О педагогическом консилиуме»; Положение «О воспитательном центре»; Кодекс чести учителя и другие.
Аналитико – диагностическое обеспечение Изучение реальных учебных возможностей учащихся; Изучение уровня воспитанности (ДРК, ПО Полякову) Изучение профессионального роста педагога; Выявление причин трудностей в обучении ( методики Шамовой Т.И.,Давыденко Т.М.)
Карты личности учащегося: 1. шкала личностного роста, 2. шкала образовательного роста. Изучение и отслеживание динамики уровня адаптации; Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении(методика Е.Н. Степанова); Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения(методика Е.Н. Степанова); Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»(методика А.А.Андреева) Методики статистического анализа УО и КЗ
Этапы эксперимента
Подготовительный этап. Разработка модели искреннего обучения,прогноз результатов,анализ состояния УВП в школе, потребности педагогов,постановка и обоснование проблемы,какие реальные условия есть в школе, что необходимо сделать,чтобы запустить программу эксперимента.
Практический этап. Составление программы апробации модели и апробация модели «Искреннего обучения»
Обобщающий этап. Анализ результатов и соотнесение их с заявленными целями эксперимента, описание хода и результатов эксперимента. Новые подходы, условия,принципы,пути и способы формирования личности ребенка,его развития
Внедренческий этап Социализация педагогического результата; выявление спектра условий осуществления эксперимента и реализация его на практике, оформление результатов эксперимента.
Отечество Здоровье Игра Театр Социализация Престиж образования
Программа развития «ДИАЛОГ» Уважение к личности ученика; восхождение к индивидуальности каждого; стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности; преобладание демократичного стиля в организации образовательного процесса.
Представленная модель УВП «Искреннее обучение» технологична и может быть использована в практике других школ