Авторы: Окунев Георгий Гилев Никита Филиппенко Евгений Чапурин Сергей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа по группам Замените диалектные слова общеупотребительными. Почему вам удалось (или не удалось) это сделать?
Advertisements

Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Научная работа по русскому языку «Диалектные слова Облученнского района». Выполнили: Куликова Екатерина, Нифантова Алина, ученицы 8 класса «А» средней.
Тайны жизни дождевых червей Работу выполнила Шитова Алина ученица 3 класса МКОУ ООШ д. Ракалово Руководитель: Мальцева Т.А. учитель начальных классов.
6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
Быт и нравы Древней Руси.
Заочное путешествие по казачьему подворью и хате казака.
Слова, употребляемые жителями той или иной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа.
Научно-исследовательская работа Устаревшие слова в русском языке Авторы: Тисецкая Александра Авторы: Тисецкая Александра Митюкова Кристина Митюкова Кристина.
Народные приметы опогоде Муниципальное образовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Венгеровского район Новосибирской области.
Лексика жителей села Белая Глина Краснодарского края Солодких Вячеслав, студент Новочеркасского геологоразведочного колледжа.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Диалектные слова.
Живая и неживая природа МБОУ В-Ханжоновская СОШ Учитель начальных классов Любовь Павловна Лазарева Презентация к уроку «Живая и неживая природа». Предмет.
«Живое слово» Диалектная лексика Второй Николаевки Руководитель Лукьянова И.Н. Новосарбайская школа Самарской области.
Т ЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Д ИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ». Урок русского языка в 5 классе Учитель: Веселова Н.Г. МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
1 Автор: Плотникова Ирина Петровна, ученица 4 класса, МАОУ «Кувинская СОШ», Кудымкарского р-на, Пермского края Руководитель: Тотьмянина Нина Васильевна,
Творческое название: «Волшебница вода» Творческое название: «Волшебница вода» Автор проекта: воспитатель Тюлькина Наталья Васильевна МДОУ детский сад «Колобок.
Топонимы Тисульской земли Авторы работы: Артёмова Татьяна Костырина Валерия, учащиеся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Руководитель:
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений роль диалектных слов в речи Учить.
Транксрипт:

Авторы: Окунев Георгий Гилев Никита Филиппенко Евгений Чапурин Сергей

Цели и задачи проекта изучение истории родного края через его языковые особенности; выявление роли диалектных слов и причин их употребления в речи жителей микрорайона школы 67; изучение словарного состава местных говоров и составление словаря диалектных слов. Методы исследования описательный; сопоставительный; интервьюирование; анкетирование.

Итоги анкетирования В ходе работы над проектом нами было проведено анкетирование среди уч-ся 6 класса, цель которого- наблюдения за диалектными словами, употребляемыми в семьях, и интервьирование родственников. В результате мы узнали, что только в 12 семьях наших одноклассников употребляются в речи диалектные слова.

Названия растений, ягод, грибов Обабок, синеножка, осиновик - подосиновик Красняк, красновик- подберёзовик Клюковка - клюква Боровик, беловик, белоножка - белый гриб Бужур - жёсткая трава Картопля - картошка Чёрная малина - ежевика Кислица - щавель Яранка - герань Буряк-свекла

Названия продуктов питания Чертополох, хреновина, огонёк - острая приправа Шаньга - ватрушка Кулага - ягоды с сахаром и сметаной Драники, дрочена - оладьи из картофеля Холодец -студень Колбик - пресованное мясо Сюрпа - бульон

Названия одежды и обуви Опорки, бродни - обувь Исподники - нижнее белье Шкеры - штаны Пимы - валенки Чуни - калоши Опояска - ремень Черевички - туфли Чирик - сапог без голенища Подшалок - тонкий платок Хустка – платок Куфайка - телогрейка

Названия жилых и хозяйственных построек Казёнка - кладовка Стайка - хлев Стог, омёд, скирда -укладка сена Погреб, лаз - подполье Горница – комната Заплот, штакетник - забор Надкрышье – чердак Назём – навоз Тепляк – жилье Клуня – сарай Загнетка – теплый угол

Названия природно-географических объектов и явлений Стезя -тропа Лощина - низина Морось, моросяк- мелкий дождь Вёдро, ведренно -хорошая погода Ветровик - ветер Яр - глубокая возвышенность Околок - лес Шуга - лёд Марь - туман Лыва, калужина - лужа Грива - гора Куржак - иней Ерик - протока Криница, студенец - колодец Проулок - переулок Буран - снегопад Слякоть - грязь

Названия домашних животных и птиц Воркун - голубь Парунья - курица Курчата - цыплята Кочет – петух Квочка - наседка

Названия предметов домашнего обихода и домашней утвари Вихотка - мочалка Черпак - поварёшка Дробына - лестница Крынка -сосуд для молока Серянки, серники - спички Рушник, утиральник - полотенце Р укомойник - умывальник Глечик - кувшин Жбан - кувшин с крышкой Задергушки - короткие шторы Заслонка - железная крышка у печи Клюка - кочерга Голик - веник Литовка - коса Голбчик- полка Скриня – сундук Рядно - одеяло Батог- кнут Стулка – табуретка Налыга- веревка

Соотношение групп слов Как видно из диаграммы, наибольшее количество диалектных слов относятся к природно- географическим названиям и предметам домашнего обихода и домашней утвари, т.к. данные слова наиболее употребительны в повседневной речи людей, живущих на разных территориях.

В ходе наблюдения за диалектными словами мы выявили три причины, почему они употребляются в наших семьях:

Размышляя над тем, почему мы используем в своей речи диалектные слова,мы выяснили некоторые причины их существования:

Основные выводы Ценностью является каждое слово, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого-либо местного говора, ибо оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать какую-то частицу действительности(предмет, признак, действие, отношения между людьми и пр.) Потерять диалектное слово-это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий.Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.