Международная конференция Аудит: настоящее и будущее Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту: сложности внедрения и варианты в области политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственный внутренний аудит PEM-PAL Центр повышения квалификации в сфере государственных финансов Любляна, декабря 2006 г. Роберт де Конинг.
Advertisements

ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА В ВЕНГРИИ Г-жа Эдит Немет ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ВЕНГРИЯ БУДАПЕШТ, 15.
1 Официальная Директива по аудиту: Применение в международном масштабе Центральный банк Российской Федерации Учебно-ознакомительная поездка Брюссель, 22.
Гачковский А.В., член АПУ, Глава Комиссии АПУ по внешним связям и информационному обеспечению аудита Международная конференция Аудит: настоящее и будущее.
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ СНГ Виктор Продедович, Координатор по работе с ассоциациями в регионе, Проект ЮСАИД по развитию бухгалтерского учета.
Система корпоративного управления Высшим органом управления банка ВТБ является Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
контроль качества аудита
Управление качеством воздуха в странах Восточного региона ЕИСП Рекомендации для центров по НДТМ Моника Прибылова 2 октября 2013 года.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) 1. ЛЕКЦИЯ 2.
Международные стандарты контроля качества Кудьярова Акмарал, группа 1866.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
AUDIT Вопросы регулирования аудита Международные тенденции Кирилл Алтухов 4 декабря 2008 года.
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Совершенствование системы аккредитации испытательных лабораторий аттестующих организаций.
1 Основы регулирования проблемы и перспективы Уроки, извлеченные из программы Всемирного банка Отчеты о соблюдении стандартов и кодексов (ОССК) Джон Хегарти.
Кредитно-банковская система Северо-Запада: новые реалии Деятельность на рынке платежных услуг. Законодательные инициативы. Жадобин А.В. НКО «Расчетный.
Формирование институциональной среды в регионе для работы с частным партнером: организационный и правовой аспекты Третий Всероссийский форум «Регионы России.
Транксрипт:

Международная конференция Аудит: настоящее и будущее Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту: сложности внедрения и варианты в области политики Андрей Бусуйок, WB CFRR Киев, октября, 2011

Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту (SAD) Общая" модель и проблемы при внедрении SAD Роль профессиональных организаций Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту: сложности внедрения и варианты в области политики

Директива распространяется на все аудиты финансовой отчетности согласно закону Европейского экономического сообщества (статья 2.1): то есть, аудит финансовой отчетности компаний и счетов некоторых партнерских компаний (товариществ), страховых и кредитных учреждений. Директива устанавливает требования для: квалификации аудиторов (статьи 3-13); регистрации аудиторов (статьи 15-20); профессиональной этики аудиторов (статьи 21-24); стандартов аудита (статья 26); аспектов процесса аудита (статьи25, 27, 28); Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

Директива устанавливает требования для: мониторинга и расследований аудиторов (статьи 29-30); надзора над аудиторами компетентными органами (статьи 32-36, 47), и регулирования аудиторов третьих стран (статьи 45-46). Есть также некоторые обязательства в Директиве по аудируемым субъектам относительно: назначения аудиторов (статья 37); увольнения аудиторов (статья 38); и создания аудиторского комитета (статья 41). Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

Основные статьи: Системы надзора за профессией (параграф 20 статья, 32) Системы контроля качества (параграф 17, статьи 29, 43) Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

POS - система общественного контроля Пункт 20: Государства-члены ЕС должны организовать эффективную систему общественного контроля для аудиторов и аудиторских фирм POS должны управляться не практикующими специалистами, которые обладают знаниями в сфере обязательного аудита. Этими непрактикующими специалистами могут быть специалисты, которые никогда не были связаны с аудитом или бывшие практикующие специалисты, которые не работают в профессии. Однако, государства-члены могут допустить в меньшинстве практикующих специалистов принимать участие в управлении системой общественного контроля. Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

POS - система общественного контроля Статья 32: система общественного контроля несет окончательную / основную ответственность за: (а) утверждение и регистрацию аудиторов и аудиторских организаций; (б) принятие стандартов профессиональной этики, внутреннего контроля качества аудиторских фирм и аудита, (с) непрерывного образования, обеспечения качества и следственных, и дисциплинарных систем. Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

QAS - Система контроля качества Пункт 17: Регулярные проверки являются хорошим средством достижения стабильно высокого качества обязательного аудита. Утвержденные аудиторы и аудиторские фирмы – предмет системы обеспечения качества, независимой от утвержденных аудиторов и аудиторских фирм. Индивидуально каждый аудитор подлежит проверке контроля качества по меньшей мере каждые шесть лет. В связи с этим финансирование системы обеспечения качества должно быть свободно от недолжного влияния. Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

QAS - Система обеспечения качества Статья 29: Обеспечение качества должно соответствовать следующим критериям: эксперты по обеспечению качества должны иметь соответствующее профессиональное образование и релевантный опыт в обязательном аудите и финансовой отчетности в сочетании со специальной подготовкой по проверке обеспечения качества; при выборе экспертов не должно быть конфликта интересов; проверки по контролю качества должны проводиться по меньшей мере каждые 6 лет. Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

QAS – Система обеспечения качества Статья 43: проверка обеспечения качества, упомянутая в статье 29, выполняется, по меньшей мере каждые три года для обязательных аудиторов или аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит организаций общественного интереса Директива по обязательному (требуемому законом) аудиту

Общая" модель Орган общественного надзора Судебные и правоохранительные органы Профессиональные организации Коллегиальные проверки - эксперты, консультанты Аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие обязательные аудиты 1. POS – косвенный надзор (для всех аудитов) и санкции для криминальных случаев 3. POS – прямой надзор (для аудитов с высокими рисками, вкл. ОПИ) и санкции 2. QAS – прямой (для всех аудитов) и санкций 4. QAS – косвенный (для всех аудитов) и санкций 5. QAS – косвенный (для аудитов) и санкций

Надзор со стороны специализированного учреждения или в составе другого органа Частный сектор или правительственный департамент Достоверность Экономия и эффективность Регулятивное сотрудничество Административно-правовая экспертиза Специальная экспертиза Финансирование начальной стадии Проблемы внедрения SAD

Состав надзорного органа - Участие практикующих специалистовПрофессиональный опыт Конфликт интересов Международный авторитет - Наличие соответствующего опыта Размер надзорного органа Роль лиц Процессы назначения и увольнения Проблемы внедрения SAD

Соответствующее и надежное финансирование органа общественного надзора Государственный бюджет Профессия аудитора (проф. Организации) Несколько источников Проблемы внедрения SAD

Надзор или непосредственная проверка - Организации общественного интереса - Организации, у которых нет общественного интереса Последствия - Количество сотрудников и компетенция - Уровень необходимого финансирования - Совместное использование ресурсов Проблемы внедрения SAD

Уравновешивание полномочий между органом надзора и профессиональными организациями - Вопросы сильных и эффективных профессиональных органов - Вопросы сильного и эффективного надзора - Важно четкое распределение обязанностей - Взаимодополнение Проблемы внедрения SAD

Профессиональный орган бухгалтерского учета - Институт дипломированных бухгалтеров Шотландии (ICAS) получил королевскую грамоту в 1854 году; в первую очередь, чтобы обозначить название Charted accountant (дипломированный бухгалтер) как CA. - Международная федерация бухгалтеров (МФБ) была основана 7 октября 1977 года в Мюнхене, Германия, на 11-м Всемирном конгрессе бухгалтеров, со штаб- квартирой в Нью-Йорке с момента ее основания; 63 органа из 51 страны подписали первую Конституцию МФБ, в настоящее время 158 участников и партнеров в 122 странах, представляющих 2,5 млн. бухгалтеров - Бухгалтер против аудитора - палаты, институты, ассоциации Роль профессиональных органов

Полное саморегулирование рассматривается как не надлежащее Различные уровни надзорного регулирования EU SAD – окончательная ответственность за надзор: Утверждение и регистрация аудиторов и аудиторских фирм для обязательных аудитов Принятие стандартов профессиональной этики, внутреннего контроля качества аудиторских фирм и аудита Постоянное обучение, обеспечение качества и системы расследований и дисциплины Различные интерпретации «окончательной ответственности» Два базовых подхода Орган надзора выполняет все функции (профессиональный орган становиться добровольной организацией) Профессиональный орган исполняет все функции и подотчетен перед органом надзора Третий подход – комбинирование двух подходов Роль профессиональных органов

- Аудиторы и аудиторские фирмы должны быть субъектами для детальных регистрационных требований, соблюдение ISA, соответствующих критериев квалификации и быть субъектами контроля качества Палатой аудиторов; - Роль Палаты в системе общественного надзора должна быть уточнена, чтобы общественные интересы были соответствующим образом защищены; - Процедуры, касающиеся назначения, увольнения и ответственности практикующих аудиторов также нуждаются в уточнении; - Палате необходимо внедрять меры по улучшению качества обязательного аудита и соблюдения ISA: Руководства по аудиту, обновленное согласно ISA; отраслевых методики аудита; всеобъемлющий контроль качества аудита; системы расследования, разрешения конфликтов и санкций за неправомерные действия, связанные с обязательным аудитом; - Профессиональные организации бухгалтерского учета (UUOA, ФПБАУ и УАСБА) - совместная стратегия развития для профессии; охват профессии должен быть более представительным; - Профессиональные сертификационные программы управляемые CoAU, UUOA, ФПБАУ, и УАСБА должны быть рассмотрены на предмет их соответствия международным стандартам образования (IES); - Требование профессиональных организаций Постоянное Профессиональное Развитие (CPD) должны соответствовать требованиям МФБ. Украина – A&A ROSC рекомендации (аудиторское регулирование) -1

Требование по обязательному аудиту - сначала все PIEs (аудит основанный на ISA), а затем другие организации с ограниченной ответственностью - но с учетом спроса со стороны рынка и потенциала аудиторской профессии осуществлять хорошее качество аудитов основанных на SA; Новый Закон об Аудите - дополнительные поправки: Условия Регистрации: соблюдение ISA, квалификационных критериев и субъекты контроля качества; Подвергнуть, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, регистрирующий орган или органы для аудиторов независимому общественному надзору, который обеспечивает что органы действуют в интересах общества. Большинство лиц, ответственных за такой общественный надзор не должны быть практиками аудита; Отделить концепции аудита от других услуг, которые могут быть предоставлены клиенту аудиторскими фирмами; нынешнее определение аудита в Законе включает в себя больше, чем деятельность аудита. Закон должен требовать, чтобы платежи за обязательный аудит и сборы для других неаудиторских услуг, предоставляемых аудитором, были раскрыты в финансовой отчетности. Привлечение акционеров предприятия в заключение контрактов и утверждение аудиторских услуг и результатов; комитет по аудиту для PIEs (в настоящее время ревизионная комиссия могла бы стать этим комитетом по аудиту, или взять на себя его роль); Процедуры по назначению аудиторов, их отбору, увольнению и отставке, должны быть четко определены; Уточнить степень потенциальной ответственности аудитора (основная ответственность аудитора перед акционерами, а не перед руководством компании); Требовать, чтобы аудиторы страховали профессиональную ответственность, в размере достаточном для удовлетворения разумного уровня потенциальных исков, вытекающих из работы аудитора. Украина – A&A ROSC рекомендации (аудиторское регулирование) -2

Палата аудиторов должна поддерживать внедрение нового Закона аудита (2006) путем установления ясных и координированных измерений включая следующее: Перевод ISAs и кода этики – устойчивый; Обновления руководств по аудиту (соответствующим ISAs) и работа с регуляторами (NBU, SSCMC и SCRFSM) для разработки руководств по аудиту определенных отраслей; Палата должна далее разрабатывать и внедрять комплексную систему обеспечения качества аудита; все аудиторы и аудиторские фирмы осуществляющие обязательный аудит должны быть подвергнуты процедурам обеспечения качества в установленные сроки. Процедуры должны быть аналогичными по всем проверкам качества и результаты проверки должны играть важную роль в решениях Палаты о том, продлевать лицензию аудиторской фирмы или нет, или продлить ее с учетом ограничений и/или условий; Палата должна создать эффективную систему расследования, разрешения конфликтов и санкций за потенциально серьезные проступки, связанные с обязательным аудитом. Серьезные дисциплинарные меры или санкции в отношении аудиторов и аудиторских фирм должны быть надлежащим образом доведены до сведения общественности. Система может опираться на требования Директивы по обязательному аудиту, который диктует практику в странах членах ЕС, и SMO 6, Расследование и Дисциплина» МФБ. Украина – A&A ROSC рекомендации (аудиторское регулирование) -3

Что необходимо? Создать сбалансированный надзор над аудиторами и аудитами, требуемыми законодательством Потенциал и стимулы для соответствия аудиторов Роль профессиональных органов

Создание основы для Системы Общественного Надзора в Аудите потребует следующее: Усилить ясность/понятие миссии различных учреждений, включая Палаты и профессиональных органов Улучшить стимул для соответствия системе общественного надзора, МСА и кодексу этики; Усилить операционную эффективность новой системы надзора (учреждения, ответственные за надзор и аудиторы, готовые выполнить требования включая аудиторские стандарты и обеспечение качества) Роль профессиональных органов

Какие опции могут быть рассмотрены в Украине? Аудиторская Палата – будет ли это органом общественного надзора или профессиональным органом аудиторов с обязательным членством всех аудиторов (индивидуальные лица и аудиторские фирмы)? В случае если Палата - учреждение общественного надзора, будет ли выделена определенная роль для профессиональных органов (подобно Общей Модели), и обязательное членство аудиторов в признанных профессиональных органах? Роль профессиональных органов

Если модель Аудиторской Палаты (как профессионального органа): Обязательное членство для всех аудиторов и субъектов надзора Палата будет играть существенную роль и ее создание (трансформация) будет помогать унифицировать аудиторскую профессию Основными функциями будут обучение, постоянные проф.тренинги для аудиторов, контроль качества аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, проф. развитие Целью будет то, что этот орган будет удовлетворять всем требованиям IFAC/МФБ Обязательствам Членства (SMOs) Роль профессиональных органов

Основные задачи: Адекватное финансирование; Хорошие люди и эксперты для осуществления адекватного контроля качества; Существующий потенциал, созданный годами существующими профессиональными органами может быть утерян, включая тот, что свойствен для членства IFAC/МФБ. Роль профессиональных органов

Смешанная модель (подобная Общей модели выше) – регуляторный режим с некоторыми признанными профессиональными органами, субъектами надзора (со стороны органа общественного надзора). Основные задачи по этой опции: Идентифицировать и основать систему аккредитации/признания профессиональных органов (критерии – на основании IFAC SMOs) Закон должен требовать от аудиторов становиться членами аккредитованного профессионального органа Существующие профессиональные органы могли бы развиваться и улучшить их достижения и сохранить своих членов Роль профессиональных органов

Проблемы/вопросы: Аудиторы не будут в своем большинстве, так как членами ассоциаций могут быть также и бухгалтера, и потому контроль над аудиторской профессией может быть разбавлен Ограниченный и разбавленный объем регулирования (малое количество аудиторов членов профессионального органа; малое количество аудитов PIEs/ОПИ) Фрагментация аудиторской профессии Роль профессиональных органов

Должно быть принято политическое решение и соответственно откорректировано законодательство Фактическое внедрение/применение – значительный вызов Всемирный Банк может мобилизировать поддержку – региональная программа – обмен знаниями Последующие шаги

CFRR website Materials related to all CFRR activities (incl. video-arecordings) Reports (A&A ROSCs, Guide on acquis communautaire, etc.) Country profiles CFRR Newsletter Articles on corporate financial reporting 30

Спасибо за Ваше внимание. Вопросы?