Деепричастие как часть речи Презентация к уроку Учитель: Федорович С. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕЕПРИЧАСТИЕ 7 класс. Сопоставление и анализ предложений Мальчик надевает куртку и разговаривает с мамой. Мальчик разговаривает с мамой и надевает куртку.
Advertisements

Роберт Саути Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь,
В русском языке есть великое множество слов. К.Г.Паустовский.
Русский язык 7 класс «Деепричастие как часть речи» Презентацию подготовила учитель русского языка МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа» Самохина.
План характеристики части речи. I. Общее значение. II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль.
Тема урока: Употребление деепричастий в речи Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.
Графическая запись правила Деепричастие Добавочное действие при основном. Относится к тому же слову, что и основное действие. Отвечает на вопросы Что.
1 Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Урок русского языка в 7 классе МОУ гимназии 77 Учитель Рузанова Н.В.
Выделите в каждом столбике деепричастие: 12 А) закрыт;А) работавший; Б) закрывшийся;Б) работая; В) закрыв.В) разработка. По каким признакам определили.
Конкурс презентаций «Интерактивная мозаика». Pedsovet.su Презентация по теме «Деепричастие». Выполнила: учитель русского языка и литературы II квалификационной.
Подготовил презентацию : Кузнецова Елена Александровна учитель русского языка и литературы Высшая категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Урок русского языка в 6 КЛАССЕ Михайлова Татьяна Владимировна МБОУ «Сергинская СОШ», учитель русского языка и литературы с. Серга Пермский край Что называется.
Урок русского языка в 6 классе : «Деепричастие. Морфологический разбор» проведён учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 106» г.Саратова Козловой.
Евгений Евтушенко. Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы, как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.
Деепричастный оборот. Девиз урока: « Никого ничему нельзя научить. Можно только научиться »
ДЕЕПРИЧАСТИЕ 7 класс. Цели: уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия; научиться находить деепричастный.
«Странные родственники» /урок русского языка в 7 классе/ Урок – исследование на тему: «Отличие деепричастий от наречий»
Систематизация и обобщение изученного по теме « Деепричастие » 7 класс.
Шипя, Журча, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя,
Свечаревская С. А. учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Деепричастие как часть речи Презентация к уроку Учитель: Федорович С. И.

Девиз урока: Родной язык я изучаю, Его люблю, не забываю. Язык я буду изучать, Беречь и уважать! Fedorovich S.I2

сформировать умение находить деепричастия в тексте, научиться определять его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении; выяснить роль деепричастий в художественном тексте; научиться правильно употреблять деепричастия в предложении; задуматься о роли деепричастий в устной и письменной речи Fedorovich S.I 3

Упражнение «Бабочки» Цель: выяснить ожидание участников относительно темы урока, определить вопросы, на которые целесообразно обратить внимание в процессе работы с группой Fedorovich S.I4

Из этимологического словаря Слово Деепричастие произошло от двух слов Дее (от ДЕЯТИ в значении ДЕЛАТЬ) + Причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века Fedorovich S.I

Упражнение «Асоциация» Fedorovich S.I6 ДЕЕ- (ДЕЯ-) Задание: Назовите слова, которые начинаются на дее- (дея-):

Лингвистическое наблюдение Сравните два предложения. Бабушка слушала Машеньку и улыбалась. Бабушка слушала Машеньку, улыбаясь. Задание: - Назовите основы предложений. - В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому? - В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно составное, а другое добавочное? -Какое из предложений точнее, выразительнее? -Как выражены действия в этих предложениях? Fedorovich S.I7

Текст: Наш двор был вымощен щербатым булыжником. Булыжник лежал неровно, образуя бугры и впадины. Осенью шли затяжные дожди, заливая впадины водой, а бугры возвышались каменными островами. Чтобы не замочить ботинок, мы прыгали с острова на остров. Но домой всё равно приходили с мокрыми ногами. (По Ю. Яковлеву) Задания: Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, которые являются деепричастием. Выпишите их. Задайте к ним вопросы. Найдите слова, к которым они относятся. Что обозначают? На какие части речи похожи? Определите признаки этих частей речи. Определите синтаксическую роль в предложении Fedorovich S.I8

Вывод: Глагольные признаки деепричастия: налицо - деепричастия обозначают добавочные действия, образуются от глаголов, имеют вид. Кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством Fedorovich S.I9

Работа в группах Работа с теоретическим материалом. (стр ) Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола). Совместное заполнение таблицы Fedorovich S.I10

Fedorovich S.I 11 вопросапричастиедеепричастие 1.От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по морфемному составу? 8. Какими членами предложения могут быть? 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? 10. Какую часть речи распространяют в предложении 11. Как обособляются? 12. Роль как средства выразительности

Проверка выполненной работы. Игра «Ты – мне, Я – тебе» Задание: Поставьте вопросы другой группе, используя материал опорного конспекта. Обсуждение выполненной работы Fedorovich S.I12

Подведём итог Деепричастие –самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? Морфологические признаки - объединение водном слове свойств глагола и наречия. Синтаксическая роль в предложении зависит от глагола- сказуемого, является обстоятельством Fedorovich S.I13

Физкультминутка Игра "Деепричастный ручеёк" Fedorovich S.I14

Речевое упражнение Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. - Назовите в этой скороговорке деепричастие. - Докажите, что это деепричастия Fedorovich S.I15

Слуховой диктант Р. Саути «Лодорский водопад» Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре Fedorovich S.I16

Исследовательская работа в группах І группа Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… (Ф.И.Тютчева Зима недаром злится) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… (Ф.И.Тютчева Весенняя гроза) ІІ группа …И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок… (Н.А. Некрасова Однажды…) Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… (А.С.Пушкина Зима!.. Крестьянин, торжествуя…) Fedorovich S.I17 ІІІ группа Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалеют больше ни о ком… (С.А.Есенина Отговорила роща золотая) В саду листки берез, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят… ( И.А.Бунина ***) Задание: прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них деепричастия, от какого глагола они образованы.

Аукцион фразеологизмов Назвать фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия: Работать хорошо. Работать плохо. Бежать быстро, (мчаться). Уйти (остаться ) ни с чем. Очень быстро. Без особого на то желания Fedorovich S.I 18

"Верю-неверю" Fedorovich S.I19 1. Деепричастие - это особая форма глагола, который означает дополнительное действие и имеет грамматические значения глагола и прилагательного. 2. Деепричастия не изменяются, не склоняются и не спрягаются. 3. Деепричастия обычны для письменной речи, а в разговорной речи могут употребляться фразеологические обороты с деепричастиями. 4. Деепричастия образуются от прилагательного. 5. В предложении могут быть обстоятельствами.

«Мы – молодцы!» Fedorovich S.I20

Метод « Tabula rasa» («Чистая доска») - Что такое деепричастие? - Какая роль деепричастия в речи? - Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? - Каковы признаки глагола у деепричастия? - Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении? - Как изменяется деепричастие? - Какой речи характерны деепричастия? -Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? Fedorovich S.I21

Продолжи фразу - Сегодня на уроке я узнал(а) … - Мне особенно понравилось … - Я могу себя похвалить за … - Больше всего меня заинтересовало… - Я понял (ла)… Fedorovich S.I

Домашнее задание Письменное (для всех): Выполнить упражнение 397. Устное (для всех): Выучить теоретический материал §27. Творческое (по желанию): «Выбери себе задание» - написать сочинение – миниатюру, стихи, пословицы, загадки, связанные с темой ««Деепричастие как особая форма глагола», используя теоретический материал § Fedorovich S.I

Источники информации - Н. Ф. Баландина, К. В. Дегтярёва, С. А. Лебеденко. Русский язык. 7 класс., Киев. Мастер-класс, И. С. Филатова. Русский язык. Планы-конспекты. 7 класс. Ранок Веста, Маторин Б.И., Лукач В.Я. Деепричастия на внеклассных занятиях по языку. Журнал "Справочник заместителя директора школы" 1, 2011 годаЖурнал "Справочник заместителя директора школы" 1, 2011 года - Саути, Р. Лодорский водопад. Водопад. Сборник стихотворений / сост. Г. Т. Арсеев, П. Ф. Бровко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, – С Пометун О., Пироженко Л. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання. К.: А. С. К Сиротенко Г. О. Сучасний урок: інтерактивні технології навчання. Харків: Основа Шарко В. Д. Сучасний урок: технологічний аспект. – К.: СПД Богданова А. М., Fedorovich S.I24