Технология проблемного обучения. Основные идеи процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию проблемное мышление осуществляется прежде всего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
Advertisements

Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ как система развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Ориентирована на передачу ЗУН Обеспечивает усвоение обучаемыми содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне Дидактическая.
Проблемное обучение. «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.» М.Монтень.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через проблемное обучение «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Транксрипт:

Технология проблемного обучения

Основные идеи процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию проблемное мышление осуществляется прежде всего как процесс решения проблемы условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают

Физический уровень Умственные усилия «фиксация достижения поставленной цели», то есть понимание благоприятные эмоции: от облегчения до эйфории в зависимости от сложности проблемной ситуации и уровня напряжения – на уровне мозга это происходит по причине «замыкания нейронных областей», которые также называются «ансамблями» или «кластерами», «в одну большую область, соответствующую новому понятию»

Проблемное обучение – 1.решение учащимися (под руководством учителя) новых познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы (И.Я. Лернер) 2. «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» (М.И. Махмутова)

3. «особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция» (С.В. Снапковская) 4. система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания (А.Н. Каланов)

Цели проблемного обучения достижение высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованиюдостижение высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию активизация мышления учащихсяактивизация мышления учащихся формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихсяформирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся формирование необходимой системы знаний, умений и навыковформирование необходимой системы знаний, умений и навыков формирование мотивации достижения успехаформирование мотивации достижения успеха формирование интереса к изучаемому предметуформирование интереса к изучаемому предмету

Задачи учителя ученик: объект субъектученик: объект субъект расширение процесса взаимодействиярасширение процесса взаимодействия ученик учитель ученик ученик организация деятельности – процесса решения проблемыорганизация деятельности – процесса решения проблемы

Условия эффективности проблемного обучения 1.Обеспечение достаточной мотивации, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения 2.Обеспечение посильности предлагаемых проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного (по Л.С. Выготскому - ориентация на зоны ближайшего развития) 3.Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций 4.Необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися»

Основные понятия Проблемный вопрос – способ разрешения проблемной ситуации 1)сложность, выступающая в форме противоречия 2)ёмкое содержание 3)увлекательная форма 4)доступный уровень сложности

Проблемная задача – задача, в основе которой лежит противоречие между существующими знаниями. Алгоритм решения 1 этап – осознание проблемы, вскрытие противоречия – нахождение разрыва в причинно-следственных связях 2 этап – формулирование гипотезы 3 этап – доказательство гипотезы, поиск путей 4 этап – общий вывод - углубление причинно-следственных связей, раскрытие новых сторон познаваемого объекта или явления

Основные методы решения проблемных задач проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее) совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися) исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение)

Проблемная ситуация – такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действиянеобходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуациинеизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестноговозможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного

Типология проблемных ситуаций 1.Не: незнание способа решения задачи, неспособность ответить на вопрос, дать объяснение факту 2.Новые условия: необходимость использования на практике старых знаний в новых условиях 3.Теория/практика: противоречие между теоретическим решением и практической неосуществимостью способа 4.Теория: противоречие между результатом выполнения задания и отсутствием знаний для теоретического обоснования

Способы создания проблемной ситуации побуждение к теоретическому объяснению явлений, процессов и т.д. способствование формулированию проблемы учащимися, используя учебные и жизненные ситуации поиск новых путей практического применения того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения побуждение к анализу фактов, явлений в ситуации противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями

выдвижение гипотез, формулирование выводов, организация их опытной проверки побуждение к сравнению, сопоставлению, приводящих к проблемной ситуации создание условий для обобщения фактов ознакомление с фактами, носящими как будто необъяснимый характер выход на межпредметные связи переформулирование вопросов, варьирование задач

Основные методы проблемного обучения метод монологического изложенияметод монологического изложения рассуждающий метод изложениярассуждающий метод изложения диалогический метод изложениядиалогический метод изложения эвристический метод обученияэвристический метод обучения исследовательский методисследовательский метод метод программированных заданийметод программированных заданий (М.И. Махмутов)

Блоковый проблемный урок 1.Содержание разбивается на 3-4 логические части. 2.К каждой логической части конструируется проблемный вопрос. 3.Каждый проблемный вопрос на уроке звучит трижды, но с разной дидактической целью: а.) актуализация знаний; б.) осознание и осмысление учебной информации; в.) закрепление новых знаний. 4.На этапе закрепления задание из проблемного трансформируется в репродуктивное, так как ответ на вопрос уже прозвучал в процессе осознания и осмысления новой учебной информации. На этом этапе происходит процесс запоминания логики решения проблемной задачи. 5.В каждом блоке изменяется приём работы с источниками информации. 6.Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации. 7.Сочетание приёмов работы с информацией зависит от содержания учебного материала и средств обучения, которыми располагает учитель. 8. На этапе диагностического контроля учитель проверяет уровень умения решать проблемные задачи, предлагая на выбор 2-3 задания. Высокий уровень, оценка «отлично»: учащиеся демонстрируют умения определять противоречия, формулировать гипотезу, доказывать её, делать вывод.

Варианты постановки и решения проблемы 1. лекция: педагог ставит и решает проблему - ученики пассивно слушают 2. лекция-беседа: педагог - система уточняющих и дополняющих вопросов, структурирование, систематизация высказываний, подводящие к выводам; ученики – участники диалога 3. малые группы (альтернативы): педагог – постановка проблемы, отбор 2-3 путей решения, анализ выступлений групп; ученики – первичное определение путей решения, поиск аргументов в защиту своей точки зрения (в группах)

Варианты постановки и решения проблемы 4.«мозговой штурм»: педагог – постановка проблемы (1 этап), отбор группы, организация работы; ученики – распределение ролей во время штурма, генерирование идей (2 этап), оценивание предложенных идей и выбор наиболее оптимальных (3 этап) 5.генераторы - критики: педагог – постановка проблемы, формирование 2-х групп, направление их работы; ученики – генерирование любых идей (1 группа) и выбор оптимальных путей решения (2 группа)

«+» и «-» проблемного обучения активностьактивность самостоятельностьсамостоятельность мотивациямотивация творчествотворчество освоение навыка преодоления противоречийосвоение навыка преодоления противоречий большая затрата времени большая затрата времени в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков, при изучении материала описательного характера