Проректор по учебной работе СПбГЭТУ Н.В.Лысенко. Основные факторы, определяющие развитие современной высшей школы Подготовка инженерных кадров – приоритетное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ректор СПбГЭТУ, Пузанков Дмитрий Викторович
Advertisements

© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Состояние и перспективы научно-исследовательской работы Института транспорта.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Анализ выполнения аккредитационных показателей при подготовке по специальности – лечебное дело Заседание ученого Совета ВГМУ Декан лечебного.
Часть 2 Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей государственной аккредитации на фоне статистики критериев показателей для университетов 29.
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Кафедра управления качеством и машиностроительных технологий Отчет по самообследованию Основной Образовательной Программы подготовки специалистов по направлению.
Н. М. РОЗИНА М.А. ФЕДОТОВА Москва, 2011 Актуальные проблемы совершенствования содержания основных образовательных программ.
О ПОДГОТОВКЕ ВУЗА К АККРЕДИТАЦИИ Проректор по УР, проф. Никулина С. Ю. Ученый Совет, 18 апреля 2012г.
«Кадры профильного обучения и разработка ФГОС профессионального образования третьего поколения» Федеральный институт развития образования Центр профессионального.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
О работе методического совета в учебном году Уровневая подготовка в КГТУ Задачи по разработке основных образовательных программ по ФГОС ВПО.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Транксрипт:

Проректор по учебной работе СПбГЭТУ Н.В.Лысенко

Основные факторы, определяющие развитие современной высшей школы Подготовка инженерных кадров – приоритетное направление развития высшей школы Переход высшей школы РФ на новые Федеральные государственные образовательные стандарты Укрепление связей с работодателями – профессиональные стандарты Уровневая подготовка – неотъемлемый атрибут Европейского образовательного пространства

Некоторые особенности уровневой подготовки 1. Наличие ступени (конкурсного отбора на второй уровень) – мотивирует активность студентов на первом уровне (академическая успеваемость, участие в научных исследованиях, внутривузовских конкурсах, выбор работодателя и т. д.). 2. Возможность работы на втором уровне с отобранным контингентом делает реальной подготовку высококлассных специалистов. 3. Увеличенная (почти в два раза в бакалавриате и до 70% в магистратуре) вариативная часть профессиональной подготовки позволяет: - осуществить реальную (глубокую) целевую подготовку «под заказ»; - мотивирует стратегических партнеров к совместной (сетевой) реализации целевых программ. 3

Некоторые особенности уровневой подготовки 4. Возможность гибкой реализации новых профилей в бакалавриате и новых образовательных программ в магистратуре (по мере готовности) решением Ученого совета вуза (в отличие от традиционной системы для «инженерных» программ с регламентированными специальностями и специализациями). 5. Возможность подготовки специалистов разного уровня, подготовленных к определенным видам и задачам профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными компетенциями. 6. Гибкая траектория образовательных программ позволяет оперативно реагировать на быстро изменяющиеся экономические условия. 7. Создание реальной основы для реализации академической мобильности студентов и преподавателей. 8. Более широкая возможность реализации сетевых образовательных программ. 4

5 Бакалавр в области техники и технологий Магистр в области техники и технологий Направления Фундаментальная (унифицированная) подготовка Профили Профессио- нальная практичес- кая подготовка Профессио- нальная теоретичес- кая подготовка Работодатель Практики Междисц. проекты Выпускные работы Исследова- тельские и проектные рабочие места для студентов Профессиональ -ные стандарты Профессион. подготовка по выбору Общепрофес -сиональная подготовка Рынок труда Магистерские образовательные программы Аспирантура Уровневая вариативная подготовка с участием работодателей

1992 год – эксперимент по введению уровневой подготовки 2002 год - программа «Стратегическое партнерство» 2002 год – унификация учебных планов уровневой подготовки 2005 год – начало реализации программы перехода на уровневую систему с ориентацией на практико-ориентированную подготовку выпускников годы - крупные проекты ФЦПРО - многоуровневая подготовка в области техники и технологий, ГОС ВПО на базе компетентностной модели – выполнены в кооперации с 30 вузами страны и приняты к реализации 2007 год – полномасштабный перевод университета на уровневую подготовку с приоритетом магистратуры 2008 год – реструктуризация образовательной деятельности 2009 год – изменение структуры приема в вуз 2010 год – введение в опытную эксплуатацию автоматизированной системы управления учебным процессом, внутренний академический аудит 2011 год – разработка новой экономической модели образовательной деятельности вуза 6 Этапы реализации уровневой подготовки в СПбГЭТУ

Инновационные преобразования в вузе при переходе на уровневую подготовку 7 институциональные изменения Инновационные преобразования Уровне вая струк- тура, акцент на магист- ратуру (бакалав- риат) Новые образова- тельные техноло- гии, включая ИКТ Научная состав- ляющая в обучении Новая организа- ция учебного процесса Развитие стратеги- ческого партнер- ства Система подготовки и повышения квалифи- кации кадров модернизация материально-технической базы целевая концентрация финансовых средств

8 Проблемы организации уровневой подготовки инженерных кадров «Профилизация» бакалаврской подготовки Продолжительность унифицированной подготовки бакалавров Формирование ядра магистерской программы – унифицированная подготовка Возможность смены направления, магистерской программы; критерии для возможного изменения направления и магистерской программы Организация внешнего приема в магистратуру Обеспечение равного качества обучения при выборе альтернативных дисциплин, тем курсовых проектов, аттестационно-выпускных работ Организация управляемой самостоятельной работы студентов Формирование механизмов сетевого взаимодействия с партнерами по реализации образовательных программ

Внутренний академический аудит и его основные цели В соответствии с Федеральным законом « Об образовании », стратегическим решением ректората и решением Учёного Совета университета, с целью подготовки ВУЗа к очередной государственной аккредитационной экспертизе спланирована и реализуется программа внутренних академических аудитов в форме комплексного обследования образовательной и научной деятельности факультетов и кафедр на соответствие установленным государственным требованиям, последующий анализ выявленных несоответствий и проблемных областей деятельности, принятие управленческих решений и их реализация путём проведения необходимых корректирующих действий. Основные цели: 1. Подготовка Вуза к очередной государственной аккредитационной экспертизе за счёт улучшения показателей деятельности и обеспечения соответствия достигнутых результатов Федеральным государственным требованиям, критериям государственной аккредитации и лицензионным требованиям. 2. Экспертиза соответствия содержания и качества образования по образовательным программам реализуемым ВУЗом Федеральным ГОС и оценка возможностей обеспечения соответствия установленным требованиям, идентификация областей потенциального улучшения и повышение эффективности и результативности деятельности факультетов и кафедр по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. 3. Изучение, анализ и внедрение лучших практик по совершенствованию деятельности проверяемых образовательных и научных структур ВУЗа и самосовершенствования работающих в них сотрудников.

План - график проведения внутреннего академического аудита в университете п / п Наименование позицииСроки проведения Результат 1Создание аудиторской группы и ее обучение 2 мес.Приказ о составе аудиторской группы 2Подготовка вопросов для аудита2 мес.Вопросник 3Составление и согласование графика проведения последовательного аудита на факультетах 1 мес.Приказ об утверждении графика аудитов 4Проведение аудита на факультетах1 год.Отчеты аудиторской группы, планы корректирующих действий 5Отчеты деканов (совместно с заведующими кафедр) на ректорате о выполнении плана корректирующих действий мес.Решения ректората 6Повторные аудиты факультетов2 – 3 мес.Отчеты аудиторской группы 7Составление итогового отчета по университету в целом 1 мес.Обсуждение на ученом совете университета

План - график проведения внутреннего академического аудита на факультете п / пНаименование позицииСроки проведения Результат 1Подготовка на факультете самоотчета по вопроснику 1 мес.Отчет факультета 2Знакомство аудиторов с отчетом, согласование графика аудиторов с факультетом 2 неделиПроведение «открывающей» встречи 3Аудит факультета2 – 3 неделиОтчет аудиторской группы 4Ознакомление факультета с отчетом, устранение неточностей 1 нед.Проведение «закрывающей» встречи 5Подготовка и утверждение у ректора плана корректирующих действий 1 мес.План корректирующих действий 6Выполнение плана корректирующих действий 1 – 6 мес.Отчет на ректорате декана 7Представление материалов к повторному аудиту 1 неделяОтчет аудиторской группы

Лепестковая диаграмма выполнения аккредитационных показателей каф. 1 Число аспирантов на 100студентов приведенного контингента (2.2-2) Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн.р.) (2.3-2) Среднегодовой контингент по программам проф. переподготовки (2.2-6) Среднегодовое количество монографий (на 100 человек осн. штатн. ППС) (2.3-4) Процент учебных дисциплин ООП, обеспеченных УМК (2.4-1) Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (2.2-3) Процент ППС с учеными степенями и/или званиями (2.5-1) Процент в ППС докторов наук, профессоров (2.5-2) Число УГС реализуемых основных ОП (2.1) Число отраслей наук по специальностям аспирантуры (2.2-1) Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР (2.3-1) Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 человек ППС) (2.5-4) Процент штатных преподавателей (2.5-3) Среднегодовой объем НИР на единицу НПП (тыс.р.) (2.3-3) 3, ,0 14 4,0 1 18, ,0 3 0, , ,0 6 60,0 8 10,0 9 7,0 10 5,0 11 5, ,0 7

Лепестковая диаграмма выполнения аккредитационных показателей каф.2 Число аспирантов на 100студентов приведенного контингента (2.2-2) Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн.р.) (2.3-2) Среднегодовой контингент по программам проф. переподготовки (2.2-6) Среднегодовое количество монографий (на 100 человек осн. штатн. ППС) (2.3-4) Процент учебных дисциплин ООП, обеспеченных УМК (2.4-1) Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (2.2-3) Процент ППС с учеными степенями и/или званиями (2.5-1) Процент в ППС докторов наук, профессоров (2.5-2) Число УГС реализуемых основных ОП (2.1) Число отраслей наук по специальностям аспирантуры (2.2-1) Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР (2.3-1) Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 человек ППС) (2.5-4) Процент штатных преподавателей (2.5-3) Среднегодовой объем НИР на единицу НП (тыс.р.) (2.3-3) 3, ,0 14 4,0 1 18, ,0 3 0, , ,0 6 60,0 8 10,0 9 7,0 10 5,0 11 5, ,0 7

Лепестковая диаграмма выполнения аккредитационных показателей каф.3 Число аспирантов на 100студентов приведенного контингента (2.2-2) Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн.р.) (2.3-2) Среднегодовой контингент по программам проф. переподготовки (2.2-6) Среднегодовое количество монографий (на 100 человек осн. штатн. ППС) (2.3-4) Процент учебных дисциплин ООП, обеспеченных УМК (2.4-1) Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (2.2-3) Процент ППС с учеными степенями и/или званиями (2.5-1) Процент в ППС докторов наук, профессоров (2.5-2) Число УГС реализуемых основных ОП (2.1) Число отраслей наук по специальностям аспирантуры (2.2-1) Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР (2.3-1) Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 человек ППС) (2.5-4) Процент штатных преподавателей (2.5-3) Среднегодовой объем НИР на единицу НПП (тыс.р.) (2.3-3) 3, ,0 14 4,0 1 18, ,0 3 0, , ,0 6 60,0 8 10,0 9 7,0 10 5,0 11 5, ,0 7

Лепестковая диаграмма выполнения аккредитационных показателей факультета Число аспирантов на 100студентов приведенного контингента (2.2-2) Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн.р.) (2.3-2) Среднегодовой контингент по программам проф. переподготовки (2.2-6) Среднегодовое количество монографий (на 100 человек осн. штатн. ППС) (2.3-4) Процент учебных дисциплин ООП, обеспеченных УМК (2.4-1) Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (2.2-3) Процент ППС с учеными степенями и/или званиями (2.5-1) Процент в ППС докторов наук, профессоров (2.5-2) Число УГС реализуемых основных ОП (2.1) Число отраслей наук по специальностям аспирантуры (2.2-1) Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР (2.3-1) Среднегодовое число защит диссертаций (на 100 человек ППС) (2.5-4) Процент штатных преподавателей (2.5-3) Среднегодовой объем НИР на единицу НПП (тыс.р.) (2.3-3) 2 3, ,0 14 4,0 1 18, ,0 3 0, , ,0 6 60,0 8 10,0 9 7,0 10 5,0 11 5, ,

Основные выводы 1. Внутренний академический аудит позволил выявить и детально охарактеризовать сильные и слабые стороны каждой кафедры, каждого факультета и университета в целом в преддверии аккредитации 2. Аудит явился реальным инструментом для оказания поддержки (в том числе и финансовой) ряду кафедр для устранения выявленных несоответствий 3. В условиях масштабного перехода на уровневую подготовку и новые ФГОСы проведение аудита позволило мобилизовать усилия многих преподавателей и направить их на реальную подготовку к аккредитации 16

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! 1886