ПОВСЕДНЕВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: СТРАТЕГИИ ОБОСНОВАНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ Ольга Ечевская (НГУ, ИЭОПП СО РАН, Новосибирск)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Богатые Домашнее задание: параграф. План урока Что такое неравенство? Причины неравенства Кто такие богатые люди?
Advertisements

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П 2011.
Теория систем и системный анализ Тема5 «Оценка сложных систем. Основные типы шкал измерения »
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИМЕРЫ Социально-бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей -обеспечение продуктами.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Роль экономики в жизни общества 11 класс 7-9 уроки профиль.
Социальная стратификация. « Страта» – слой Социальная стратификация – деление общества на слои Стратификация связана с проблемой социального неравенства.
Равенство существует только в гробу. Ч. Колтон. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ.
Алексей ГЛАЗЫРИН президент Российской ассоциации по связям с общественностью генеральный директор Группы компаний НЬЮТОН Современная идентичность как вектор.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: презентация "Социальная стратификация"
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Валовой внутренний продукт (ВВП) Работу выполняли: Ученицы 11 «а» класса МОУСОШ 36 Немкович Надежда и Якоби Жанна.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Социальная структура и стратификация общества. Социальная мобильность Лекция 4.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. «Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
LOGO БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ. LOGO Цель: Выяснить сущность социального неравенства в обществе; видеть особенности положения в обществе богатых и бедных людей.
Стратегическое планирование инновационной деятельности на предприятии.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
Транксрипт:

ПОВСЕДНЕВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: СТРАТЕГИИ ОБОСНОВАНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ Ольга Ечевская (НГУ, ИЭОПП СО РАН, Новосибирск)

Тип социальной организации, социальная структура и характер потребления Немногочисленные «сильные» Многочисленные «слабые» Поляризация: бедные беднеют, богатые богатеют Рост разнообразия, стирание вертикальных различий

Изменения в характере связи потребления и статуса, и в акцентах соответствующих социологических теорий «Праздный класс» Производящий класс Экономически й капитал Культурный капитал В современных обществах (особенно по мере решения проблемы доступности товаров) стратификационные основания различий в потреблении утрачивают значимость, и «уступают место» невертикальным различиям, стилевой вариативности, индивидуальным стратегиям, идентичности и т.д.

Основные вопросы: Работают ли стратификационные различия в повседневном потреблении (продукты питания, одежда) – там, где проблема доступности товаров решена в наибольшей степени? Как выстраиваются/ воспринимаются социальные различия на основе потребительских различий? Насколько индивидуальными и стратегичными являются способы выстраивания различий и идентичностей в потреблении?

Исследования Бедность в локальном измерении (городской кейс: Бедность в городе- спутнике мегаполиса (г. Бердск Новосибирской области)), г. г. Потребление как инструмент конструирования идентичости: маркеры статуса и способы защиты от подделок (на примере золотой молодежи г. Новосибирска, г.г.).

Потребление и социальное неравенство: линии различия Практик: Будничное потребление. Праздничное потребление. Свободное время и отпуск. Места Бутики (золотая молодежь – важное различие: в России – в Европе) Моллы Магазины (как ротивопоставление рынкам) Дискаунтеры Рынки Комиссионки Обоснования/Оправдания

Выстраивание различий между «бедными» и «не бедными»: Различия в потреблении «бедных» и «не бедных» описываются скорее не тем, «чего и сколько» потребляется, а тем, «как и зачем»: Домашнее изготовление – покупка; Питание дома – питание вне дома; Потребление «по плану»– потребление «по случаю»; Потребление «привычного» - потребление нового; Праздник разрыв повсеневности через: Освобождение от материальной стесненности (инвестиции в «богатый стол» - освобождение от «инвестиций») И т.д. В целом: «Количественная избыточность» VS «Качественная особенность»

Золотая молодежь: стратегии отличия своих от чужих Стратификация считывается и по потреблению, но различия своих и чужих проводятся на основе непотребительских маркеров: Телесный дисплей Гармония образа Стиль Уместность в контексте В целом: тонкие подстройки: близость к бедности/богатству предполагает бОльшую чувствительность к оттенкам и проведение не иерархических различий, а выстраивание отличий стилевых внутри группы (бедных, богатых, золотой молодежи, и т.д.).

Выстраивание различий через обоснования и оправдания потребления: способы согласования социальных и моральных иерархий. Обоснования VS Оправдания (Р. Белк, Г. Гер) Регистры общественного обоснования (Л. Тевено, Л. Болтански)

Регистры общественного обоснования (Тевено, Болтански), принципы соизмеримости, базовые ценности Регистр обоснованияДоминанта (принцип соизмеримости) Базовая ценность ГражданскийПрофсоюзнаяКоллективная воля и равенство ПромышленныйПроизводительностиЭффективность и компетентность СемейныйИскусства жизниМежличностные отношения доверия, ПредпринимательскийУспешного ведения делприумножение прибыли и капитала Обосн. мнениемОбщ. ОтношенийПризнание со стороны других Обосн. вдохновениемТворческаяЛичностная целостность

В рамках разных регистров обоснования различия в потреблении формулируются и интерпретируются по-разному, в зависимости от: принципов соизмеримости базовых ценностей, лежащих в основе каждого из регистров. Способы согласования социально-экономических и моральных иерархий в рамках описанных регистров различаются. Так, например, «полярность» моральной оценки бедности и богатства меняется на противоположную при переходе из промышленного регистра обоснования («хорошие богатые – плохие бедные») в домашний («хорошие бедные – плохие богатые»).

Итого: потребление и различение Практики + Места: Вкус роскоши VS вкус необходимости (П. Бурдье) Инвестиции в создание образа (работа) – Освобождение от инвестиций (отдых) Способы согласования социальных (экономических) и моральных иерархий: Оправдания VS Обоснования Апелляция к разным регистрам обоснования Гибкость в переключении регистров Индивидуальность? Стратегичность?

Спасибо за внимание