Учитель начальных классов ГОУ лицей 179 Ховрычева Жанна Анатольевна Из опыта работы по здоровьесберегающей деятельности учителей начальной школы
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.» Ж.-Ж. Руссо
рациональное питание соблюдение правил личной гигиены соблюдение рационального режима суток формирование полезных привычек безопасное поведение на улице, в игре ежедневная двигательная активность ежеурочная физическая пауза профилактические упражнения Важные факторы здоровья школьников:
Здоровьесберегающая деятельность учителя «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский
интеграция здоровьесберегающего содержания в предметы учебного плана использование здоровьесберегающего потенциала педагогических технологий специальные здоровьесберегающие технологии соблюдение норм СанПИН внеклассная работа и работа с родителями личный пример учителя и влияние его личности на учащихся Направления здоровьесберегающей деятельности учителя:
Русский язык Работа с текстами, предложениями о здоровье. Например, использование пословиц. Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. Интеграция здоровьесберегающего содержания в предметы учебного плана
Русский язык Разбор слов по составу. Например: Ухо – подушка – заушница – заушная область. Интеграция здоровьесберегающего содержания в предметы учебного плана
Математика Решение задач со здоровьесберегающим содержанием. Например: Виктор Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 4 часа – чтение умных книг; 9 часов – совершение добрых дел; 2 часа– прием пищи (завтрак, обед, ужин); 6 часов – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план? Интеграция здоровьесберегающего содержания в предметы учебного плана
Математика Выполнение заданий со здоровьесберегающим содержанием с нахождением ключа к ответу Например: Решите уравнения, найдите сумму корней уравнений и узнаете, какой химический элемент наиболее эффективен для предупреждения развития кариеса зубов. х = 450 у : 3 = b = медь, хлор, фтор, железо, кальций Интеграция здоровьесберегающего содержания в предметы учебного плана Можете ответить не решая?
Личностно-ориентированное обучение Педагогика сотрудничества Гуманно-личностные технологии Технология уровневой дифференциации обучения Проектный вид учебной деятельности Игровые технологии ИКТ Использование здоровьесберегающего потенциала педагогических технологий:
Работа с интерактивной доской
формирование правильной осанки профилактика ослабления зрения ежеурочная физическая пауза подвижный образ обучения на уроках, смена поз чередование видов учебной деятельности музыкотерапия Специальные здоровьесберегающие технологии
проветривание наличие в классе питьевой воды посадка в классе, регулярная пересадка соответствие парт росту учащихся оптимальные объем и сложность домашнего задания наполняемость портфеля школьника Соблюдение норм СанПИН
Классные часы, беседы Тематические родительские собрания, лекции Внеклассные мероприятия Участие в конкурсах Внеклассная работа и работа с родителями
Спортивная игра «Папа, мама и я - спортивная семья»
Доклад - Крылова Полина, Богданова Алина, Кравцова Кира Музыкальный номер - Чистиков Илья
Доклад - Дроздова Алеся, Жукова Наташа, Фомкин Никита Музыкальный номер - песня «Ручеёк»
Выступление на международной выставке и конференции «Индустрия чистоты» в апреле 2010 года
Конкурс рисунков "Здоровье - дети - красота" Участники: 3-в Кравцова Кира, Суковатицын Ваня, Крылова Полина, 2-в Соловьёв Витя Призёр - 3 место - Крылова Полина 3-в класс учитель - Ховрычева Жанна Анатольевна
Личный пример учителя и влияние его личности на учащихся Стиль педагогического общения учителя с учащимися Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Личностные и психологические особенности учителя, его характера и эмоциональных проявлений Чувство меры и такта в пропаганде здорового образа жизни Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обремененность учителя личными и производственными проблемами и его способность к переключению
Критерии урока удачного с точки зрения сохранения здоровья учеников отсутствие усталости у детей и учителя положительный эмоциональный настрой удовлетворение от сделанной работы желание продолжать работу