стихотворение Н.А.Заболоцкого «Голос в телефоне», листы с заданиями к тексту по группам УМК А. Дейкиной, Т. Пахновой «Русский язык в старших классах».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ художественного текста как один из способов подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку Практическое занятие по стихотворению в прозе И.С.Тургенева.
Advertisements

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Бурелом. Иван Иванович Шишкин. Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - (фр. paysage,
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Восприятие текста Лингвистический анализ текста Выразительное чтение Заучивание наизусть Письмо по памяти Творческая работа.
Художественный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.
Подготовка к ЕГЭ Работа над текстом. 1. Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста ? а) «Мудрость Сократа»; б) «Верность призванию»; в)
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Готовимся к ГИА. Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело. В.О.Ключевский Нет таких звуков, образов и мыслей,
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Транксрипт:

стихотворение Н.А.Заболоцкого «Голос в телефоне», листы с заданиями к тексту по группам УМК А. Дейкиной, Т. Пахновой «Русский язык в старших классах».

Учитель: Сегодня на уроке мы будем комплексно анализировать поэтический текст Н.Заболоцкого «Голос в телефоне». Давайте вспомним, на что нужно обращать внимание, анализируя текст?

Ученики: Определяем тему и микротемы текста, обращаем внимание на грамматические основы предложений, находим ключевые слова, образные средства, выстраиваем художественную картину, описываемую автором, формулируем смысл текста.

Учитель: Еще нужно помнить, что определенную роль в понимании текста могут играть отдельные части речи, их морфологические признаки. Учитель: Какова конечная цель комплексного анализа текста?

Ученики: Попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова.

Учитель: Теперь мы разделимся на 3 аналитические группы. Каждая группа будет работать по своему направлению. Например: 1 группа ( задания 1 -3), 2 группа (задания 4,5), 3 группа (задания 6- 8). Задания 9, 10 выполняем коллективно. Познакомьтесь с заданиями. Что не понятно? Приступаем к работе. Учитель: (Выразительно читает текст стихотворения «Голос в телефоне).

Задание 1. Определите тему стихотворения. Обратите внимание на заголовок и первые строчки. Ответ: Общая тема стихотворения – описание внутреннего мира лирического героя, тема одиночества, изменчивости, раскрытая через ситуацию телефонного разговора. (Ощущения лирического героя от голоса телефонного собеседника в разных ситуациях и их влияние на внутренний мир героя).

Задание 2. Определите тему каждой строфы (микротемы). Пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора. Ответ: 1-я строфа – тема радости; 2-я строфа и 3-я строфа – темы печали, боли, горя в сопоставлении. Первая строфа контрастирует с последующими. Когда-то голос собеседника в телефоне доставлял героя радость, но потом случилось что-то страшное, и героя захлестнуло чувство отчаяния от потери друга, его голоса.

Задание 3. Подчеркните грамматические основы предложений. Понаблюдайте за употреблением в тексте разных форм глаголов. Какова роль глаголов? Какова роль глаголов настоящего времени? Что общего у глаголов пропал, сгинул? Постройте ситуацию действительности, которую описывает автор. Ответ: был он звонкий, струился, звенел, излиться хотел; стал звучать он, пропал; сгинул он, занесен; кричит душа, молчит телефон.

Был он звонкий, струился, звенел, излиться хотел; стал звучать он, пропал; сгинул он, занесен. Глаголы в форме прошедшего времени указывают на воспоминания героя, он восстанавливает картину былого. Кричит, молчит. Глаголы в форме настоящего времени (во всех типах речи) обозначают действия, которые носят постоянный, повторяющийся характер (происходят обычно, всегда), т.е. Заболоцкий подчеркивает обыденность внутреннего состояния (душевной боли) лирического героя, которое вызвано молчанием телефона.

Пропал, сгинул. Общее : обозначают исчезновение предмета. Различие : разные оттенки лексического значения ( пропал – потерялся, исчез неизвестно куда, перестал быть видимым и слышимым, скрылся; сгинул – слово разговорного стиля, усиливает эмоциональность речи, говорит о безвозвратности события). Роль этих синонимов в данном тексте: - средство связи двух микротем; - лексическое средство выразительности (чтобы передать настроение волнения). Таким образом, лирический герой сначала вспоминает о прекрасных минутах общения по телефону, потом чувствует постепенное отдаление друга, теряет слабую надежду найти пропавшего и скорбит об утраченном друге.

Задание 4. Найдите ключевые слова (имена существительные). Как их использование соотносится с темой текста, авторским замыслом? Ответ: Ключевые слова: 1-я строфа: птица – полет жизни; родник – источник жизни; сияние – душевное состояние; провод – возвышенное, неземное. 2-я строфа: рыданье, прощанье, покаянье, в глуши. 3-я строфа: поле, вьюгой, душа, от боли, телефон (2-я и 3-я строфы сопоставляются, происходит усиление чувств героя. 1-я строфа контрастирует с остальной частью стихотворения). Черный телефон – аллегория одиночества.

Задание 5. С помощью каких языковых средств автор создает художественные образы (радости, горя, боли)? Охарактеризуйте звуковые особенности глаголов звенел, звучал. Что у них общего? Какова роль сравнения в тексте? Ответ: Языковые средства: 1-я строфа: наречие раньше (указывает на время); звонкий, словно птица (сравнение); как родник, струился (сравнение); …звенел,//Точно весь в сиянии излиться//По стальному проводу хотел (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения). 2-я строфа: наречие потом (указывает на время); …как дальнее рыданье,//Как прощанье с радостью души…(сравнение). 3-я строфа: беспощадной вьюгой (эпитет); кричит душа (олицетворение); черный телефон (эпитет).

Роль прилагательного черный: -прямое значение (цвет телефона – цвет сажи, угля) - переносное значение (грязный, замаранный, гибельный, мрачный, безотрадный, печальный – подчеркивает тему горя, указывает на настроение лирического героя). Сравнения в данном тексте помогают понять состояние лирического героя через отнесение к схожим переживаниям. Звонкий, словно птица; как родник, струится; звенел, точно…излиться…хотел – изобразительная функция. …как дальнее рыданье; как прощанье с радостью души, стал звучать он… - выразительная функция. Сравнение голоса в телефоне с птицей, родником помогает раскрыть в объекте сравнения ряд дополнительных признаков. Звуковые особенности глаголов звенел, звучал: З – первый звук; сочетание зв, с которого начинается каждое слово, придает словам резкость и звучность; они помогают читателям «услышать» звон телефона, его громкий «голос».

Задание 6. Выпишите местоимения. Какова их функция в тексте? Ответ: Местоимение он: личное местоимение, указывает на существительное мужского рода(голос); средство связи микротем (связывает 2-ю и 3-ю строфы); он (голос) имеет символическое значение – символ жизни для героя, символ радости и одновременно символ печали и душевной боли: в 1-й строфе он «словно птица, как родник», во 2-й строфе – «как…рыданье, как прощанье с радостью души»; заинтересовывает читателя (местоимение он употребляется в начале стихотворения, когда еще не ясно, какое слово оно замещает, лишь в 3-й строфе тайна открывается).

Местоимение весь: определительное местоимение указывает на полноту охвата предмета. Местоимение мой (моя): притяжательное местоимение указывает на то, что предмет принадлежит самому говорящему, т.е. лирическому герою этого стихотворения; средство связи двух простых предложений в сложном; повтор этого слова – яркое лексическое средство выразительности.

Задание 7. Укажите роль в тексте наречий-антонимов раньше – потом ? Ответ: Наречия – антонимы раньше – потом служат средством связи двух микротем в тексте (темы радости и темы горя и боли); указывают на время: в прошлом – в будущем; указывают на тип речи (повествование).

Задание 8. Какова функция многоточия в третьей строфе? Ответ: Роль многоточия в данном тексте: ставится в конце предложения в том случае, если мысль не закончена и в дальнейшем не развивается («Сгинул…» - куда?); обозначает перерыв в речи, вызванный волнением лирического героя; участвует в создании образа времени (обозначает наличие какого-то временного промежутка).

(данная работа может быть выполнена устно через заслушивание мнений учеников, а может быть проведена в письменной форме – сочинение (как в классе, так и дома).

В стихотворении Н.А.Заболоцкого «Голос в телефоне» мы видим лирического героя, человека, у которого есть черный телефонный аппарат – старый, с тяжелой графитовой трубкой и жестким проводом. В начале стихотворения герой с восторгом вспоминает, как раньше был рад телефонному звонку друга, чей голос радостно звучал в трубке. Но потом настало сложное время: голос друга стал звучать реже, печальнее, покаянно и вскоре исчез совсем. Это исчезновение воспринимается лирическим героем трагично, будто весь мир превратился в бескрайнее одинокое вьюжное поле, где среди полного безмолвия отчаянно кричит душа героя.