Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Advertisements

РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Составлено учителем – логопедом ГОУ ЦПМСС Выборгского района Оноприенко Ю. В.
Основные этапы работы со словарным словом 1 этап. Знакомство с новым словарным словом. 1) чтение загадки. 2) рассматривание предметной картинки. 3) через.
Словарная работа – залог повышения грамотности и развития речи.
Словарная работа во 2 классе Подготовила: учитель начальных классов МБОУ НШДС 58 на ст. Ангасолка Назимова Ж.Г.
Словарный диктант 1 класс Важенина С.Н., учитель начальных классов МОУ «Чубаровская НШДС» Важенина С.Н.
Методическое пособие для учителей начальных классов. Д Диктанты.
Электронное методическое пособие для учителей начальных классов «Словарная работа во 2 классе» Учителя Муниципального образовательного обучения «Ванаварская.
Словарные слова 1 класс УМК «Планета знаний». берёза.
Тема урока Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1 КЛАСС КАНАКИНА В.П. ГОРЕЦКИЙ В.Г.
Как запомнить написание словарных слов (рекомендации для родителей и учащихся начальной школы)
Автор: Сухова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 18» г.Электросталь Московской области.
Словарные слова. 1 часть
Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 69 им.Б.Ш.Окуджавы Калинина Татьяна Владимировна.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
Подготовила учитель – логопед: Нефёдова Е. И. МБОУ СОШ 72 им. Ю. В. Лукьянчикова г. Воронежа.
Транксрипт:

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова Алла Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г-к АНАПА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам: Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:

ЖивотныеШКОЛАРастенияПТИЦЫИнструментыМЕСЯЦЫи другие

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА ЖИВОТНЫЕ: ЗАЯЦ КОРОВА ЛИСИЦА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ОБЕЗЪЯНА СОБАКА ШКОЛА: АЛФАВИТ ДЕЖУРНЫЙ КАРАНДАШ КЛАСС ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ УЧЕНИК УЧЕНИЦА УЧИТЕЛЬ

РАСТЕНИЯ: БЕРЕЗА ЗЕМЛЯНИКА КАПУСТА МАЛИНА МОРКОВЬ ОСИНА ЩАВЕЛЬ ЯБЛОКО ЯБЛОНЯ ПТИЦЫ: ВОРОБЕЙ ВОРОНА СНЕГИРЬ СОРОКА

1 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ. 2 ЭТАП. РАБОТА НАД СЛУХОВЫМ ОБРАЗОМ СЛОВАРНОГО СЛОВА. 3 ЭТАП. ЗАПИСЬ СЛОВА С «ОКОШКОМ». Основные этапы в работе со словарными словами: Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее учащимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета. Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. -СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА, ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ, ПОМОГАЕТ «ПРОЯСНИТЬ» ИСТОРИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЛОВА – НАПРИМЕР: ЛОПАТА- ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ. ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ РЫХЛЕНИЯ ЗЕМЛИ. НАЗВАНИЕ ПОЛУЧЕНО НА ОСНОВАНИИ СХОДСТВА ПРЕДМЕТОВ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ. РАНЬШЕ БЫЛО СЛОВО «ЛОПА» – «ПОХОЖАЯ НА ЛАДОНЬ». ТАК ЖЕ ОБРАЗОВАЛОСЬ СЛОВО «ЛОПАСТИ» – «ПЛОСКАЯ ШИРОКАЯ ЧАСТЬ ВИНТА У ПАРОХОДА ИЛИ САМОЛЕТА» 4 ЭТАП. РАБОТА НАД ЗРИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ СЛОВАРНОГО СЛОВА.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ: Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким- нибудь признаком: 2. -по цвету 3. -количеству 4. -действию 5. -звучанию 6. -назначению 7. -местоположению 8. -форме 9. -материалу 10. -вкусу 11. -массе и т.д Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, который помогает правильно написать орфограмму.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов. 1.Подбор ассоциативных рядов слов. г А зета- бум А га д И рект О р – кр И к, р О т з А вод – труб А ин Е й – б Е лый, сн Е г к А пуста – з А яц к А рандаш – гр А нь, бум А га к А рман – дыр А к О нцерт – н О та, х О р, д О к О рабль – в О лны, б О цман, к О к л А донь – л А па м А шина – шин А с О бака - хв О ст

2. Работа по созданию схематичных рисунков. На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы. Я Б Л К О П М И Д О Р П Р Т Р Е Т К Р З И Н А

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В работе над трудными словами для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать стихи, фрагменты из художественных произведений для детей, стихотворения с опорами и рифмованные подсказки, кроссворды.