Презентацию составила Макарова О.В.-учитель начальных классов МОУ «СОШ» п.Подтыбок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Advertisements

Технологическая схема цикла проблемного обучения..
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Проблемное обучение на уроках русского языка. Проблемное обучение на уроках русского языка. Квашина И.В.
Тема: «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах» Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Чернышевск Л.И. Ягодко.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Проблемное обучение как форма работы с одаренными учащимися.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Название презентации « Использование проблемных ситуаций в методике преподавания математики » Математика-царица наук. К.Ф.Гаусс.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Выполнен : учителем начальных классов Яренской МСО школы Прядеиной О. В.
Выполнен : учителем начальных классов Яренской МСО школы Прядеиной О. В.
Моя педагогическая философия Подготовила: Учитель начальных классов Голяк.
Учитель математики МБОУ «СОШ пос. Бурный» Михайлова С.В.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф. Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн.
Транксрипт:

Презентацию составила Макарова О.В.-учитель начальных классов МОУ «СОШ» п.Подтыбок

1.Сущность проблемного обучения. На любом современном уроке и во внеклассной деятельности нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

На проблемном уроке обучающиеся усваивают знания творчески. Дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок дает более прочные знания, подтверждая мысль о том, что ничему нельзя научить- можно только научиться. В конечном же счете проблемный урок обеспечивает тройной эффект: I.более качественное усвоение знаний; II.мощное развитие интеллекта и творческих способностей; III.воспитание активной личности. Суть проблемного урока-«творческое усвоение знаний».

В соответствии с видами творчества можно выделить три вида проблемного обучения. Первый вид – теоретическое творчество – это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы и так далее. Второй вид – практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. Третий вид – художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и так далее.

Одно из звеньев проблемного урока- постановка учебной проблемы. Поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. «Ученый –это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы»(Клод Леви- Сторсс) Поставить учебную проблему можно разными путями. Первый путь самый сложный :создаем проблемную ситуацию. Второй- подводим прямо к теме. Третий- применяем мотивирующие приемы.

К учебной проблеме можно идти через «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, легенды, словом любой материал, способный заинтересовать и захватить внимание учеников, но все-таки связанные с темой урока. Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока лично для каждого ученика. Эти методы обеспечивают учебную мотивацию.

Проблемная ситуация создана: школьники столкнулись с противоречием и испытывают чувство удивления. Но из проблемной ситуации надо выйти к учебной проблеме. Первый вариант -проблему ставит учитель. Второй вариант-проблему ставят обучающиеся. В зависимости от эмоциональной реакции учеников начальной школы типичным являются проблемные ситуации: « с удивлением » « с затруднением ».

Одним из важнейших методов проблемного обучения является проблемный диалог. Существуют два вида диалогов : побуждающий подводящий. Они разные, но каждый хорош по-своему. Побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении одаренных, сильных обучающихся. Подводящий диалог развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с более слабыми детьми.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; - ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными)

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Ученик получил задания: "К 2 прибавь 5 и помножь на 3". И другое: "К 2 прибавь 5, помноженное на 3". Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом: 2+5*3=21 2+5*3=17 Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к скобкам. После вписывания скобок, задание принимает вид : (2+5)*3=21 2+5*3=17

Задание связанное с геометрическим материалом. Учитель предлагает вниманию первоклассников плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры на плакате никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зеленый. Учитель сообщает, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: "Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?". Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Подметив особенность, сопоставив ее с особенностями терминов- названий данных фигур, дети должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный проблемный вопрос.

На уроках математики не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя "открыть". Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу. При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации), самостоятельности,развитию творческого мышления.