Основные понятия стилистики Автор: Курикова Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Заговори – и я скажу, кто ты!» (Сократ) Часть 1. Речевая деятельность. Автор: Курикова Наталья.
Advertisements

Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Овладение нормами делового общения выступает в качестве непременного условия качественной подготовки специалистов самого различного профиля. В связи с.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Урок русского языка в 5 классе. РЕЧЬ Разговорная Книжная 1..Научно-деловая 2. Художественная.
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Транксрипт:

Основные понятия стилистики Автор: Курикова Наталья

Стилистические варианты Стилистика изучает употребление речевых вариантов в зависимости от цели, ситуации участников общения. Добрый день! Привет! Приветик! Здорово! Как дела? Как оно? Сколько лет, сколько зим! Деньги-бабки – бабло – капуста – шевелюшки

Дате характеристику участникам общения. Переведите высказывания политиков на нейтральный стиль «Террористов надо мочить в сортире!» «Надо врубаться, а чтобы врубаться, надо быть в тонусе!» «Я свой, простой, как и вы!»

Речевая деятельность речевое событие дискурс речевая ситуация

Основные понятия речевой деятельности 1. Речевое событие основная единица речевого общения (коммуникации). некое законченное целое со своей формой и структурой. складывается из 2-х составляющих: – поток речевого поведения (речь плюс мимика и жесты). – условия, обстановка, участники. Пример: Здравствуйте! Здорово! Привет! Здрасте!

Основные понятия речевой деятельности 1.1. Дискурс Живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события. Речь, «погруженная в жизнь» (Н.Д. Арутюнова). Изучается в совокупности с соответствующими «формами жизни» - репортаж, интервью, экзаменационный диалог, признание.

Российский фигурист Е. Плющенко намерен отстаивать свое право на золотую медаль (радионовости) Женька/ это/ он по-любому будет спорить/там/ не знаю/ судиться/ или как/ что его засудили/ (рассказ другу)

Основные понятия речевой деятельности 1.2. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации

«Сегодня хорошая погода» В разных речевых ситуациях цель может быть разная. 1) Молодой человек обращается к хорошенькой девушке. Цель –установить контакт. 2) К приятелю – пригласить на прогулку. 3) Ответ на предложение – отказ. (Не пойду в кино, так как хорошая погода).

Цели коммуникации Информационная цель - донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена Предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника Коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником

Речевая ситуация «просьба» 1. - Передайте, пожалуйста, соль! - Пожалуйста! И + П + К Передайте, пожалуйста, соль! - Простите, здесь соли нет. И + П – К Дайте соль! - А почему так грубо? И + П- К Передайте, пожалуйста, соль! - Что? И, П, К – 5. - Передайте, пожалуйста, соль! - На! И+ П+ К-

Коммуникативное равновесие Вертикальное адекватное выполнение роли лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подчиненный, старший – младший. Горизонтальное адекватное выполнение роли равного собеседника (степень знакомства, возраст, соц/ служ. положение).

Типы общения Нейтральный Здравствуйте! ОфициальныйДобрый день! Неофициальный Привет! Мужской Здорово! Как оно? Женский Приветик!

Тип общения Устный неофициальный Письменный неофициальный Устный официальный Письменный официальный

Ситуация общения бытполитика Функциональные стили наука

Функциональный стиль Это функциональный комплекс языковых средств, который сложился в определенной сфере общественной деятельности.

Функциональные стили Стили книжные Официально- деловой Газетно- публицистический научный разговорныйхудожественный

стиль Это речевая система -фонетических, -лексических, -грамматических особенностей Стиль подчиняются какой-либо коммуникативной задаче. Выбирается наиболее уместный речевой вариант для конкретной ситуации общения. В лексике и в грамматике имеется информация о социальных ролях говорящего, о его эмоциональном состоянии, об отношениях с собеседником.

Сравним варианты нейтрального Я вас слушаю 1. Я вас слушаю. 2. Я – весь внимание. 3. Готов я внять твоим речам. 4. Ну, что там у тебя? 5. Давай, выкладывай, не тяни резину! 6. Чё надо? 7. Ну?

О чем свидетельствует разная тональность примеров? Разный статус собеседников Разные ситуации общения Разные намерения/ цели коммуникантов

Денотативная и коннотативная информация Стилистическая информация дополняет денотативную (предметную) информацию, которая имеется в основном значении слова. Коннотация (стилистическое значение) состоит из 2 компонентов: социально-жанровый (указывает на нормативность употребления: книжн., разг., прост., устар.) эмоционально-оценочный (положительное, отрицательное)

Процессы в обществе отражаются на стилистической системе В отличие от денотативного значения слова коннотация нестабильна и может меняться под влиянием социальных факторов. Например, на протяжении 20 века несколько раз менялись коннотации у слов «господин», «товарищ», «вождь». Сейчас слово «вождь» получило устойчивые ассоциации с именами Ленин, Сталин, а слово господин в последние годы стало употребляться вместо слова «товарищ». «коммунист», «демократ», «базар».

Стилистические пометы Социально-жанровые Книжное Высокое Официальное Специальное Профессиональное Разговорное Просторечное Устаревшее Областное поэтическое Эмоционально-оценочные Презрительное Неодобрительное Шутливое Ироничное Бранное Пренебрежительное Ласкательное уничижительное

Стилистическое значение слова Номинация слова Социально-жанровый компонент Эмоционально- оценочный компонент Глаза Очи Гляделки Нейтральное Книжное (высокое) Разговорное (просторечное) Нейтральное Положительное Отрицательное

Стилистическое различие можно определить при условии знаний «живой жизни»: знаний культуры, традиций, исторической, экономической обстановки и т.п. Дерьмократ, прихватизировать

Благодарю за внимание!