Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся со сложной структурой дефекта.
Определение орфографической зоркости Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма
Условия формирования орфографической зоркости 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания). 2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки ). 3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом. 4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму). 5.Умение осуществлять самопроверку.
Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Упражнения,направленные на развитие орфографической зоркости: Списывание, комментированное письмо, письмо по памяти, словарные диктанты, диктанты с элементами игры, диктанты с самопроверкой, какография и т.д.
Схемы-опоры Схемы-опоры
Комментированное письмо по рекомендациям К.А.Москаленко: учитель диктует предложение всему классу орфоэпически; один из учеников (вначале это лучший успевающий), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет; затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение); ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики; если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик; молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.
Игровые упражнения
Письмо по памяти: – Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. – Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. – Упражнение в запоминании. – Орфографическое чтение слов с орфограммами. – Запись. – Проверка.
Сигнальные карточки