МОУ СОШ 5 г Егорьевска Московской области ОТКРЫТЫЙ УРОК- презентация по литературе на тему: «Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина « Евгений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Своеобразие романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».
Advertisements

Автор: Белышева Г.Н. Учитель литературы МКОУ Воздвиженской СОШ.
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ. ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ представляют определенную категорию общества « Высший свет» Дворянство Патриархальное дворянство Являются образцами.
Творческая история. Май 1823 – сентябрь 1830 гг. Первое полное издание в 1833г. Последний авторский вариант – 1837 г. Первое иллюстрированное издание.
Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. … это лучшее моё произведение. А. С. Пушкин.
Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ.
Система образов романа « Евгений Онегин ». Сюжет. « Онегинская строфа ». Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Тест по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 1. Сколько лет А.С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин»? А) более 5 лет Б) более 6 лет В) более.
Польшакова Елена Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ д.Чемоданово «Собранье пестрых глав…» Урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Он не был для нас только роман в стихах… это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом.
Урок-презентация романа «Евгений Онегин» Прими, мой друг, «собранье пестрых глав»
Урок-презентация романа «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин» Лиро – эпическое произведение 8 глав с «Примечаниями к «Евгению Онегину» и с «Отрывками.
Х УДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА А.С.П УШКИНА «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН »
Прими, мой друг, «собранье пестрых глав» Круглова И. А.
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Автор: Облакова Светлана Валентиновна, учитель литературы МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральского района Челябинской области.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. роман в стихах – дьявольская разница. (из письма к.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Роман в стихах.
"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни… (В. Г. Белинский)
Транксрипт:

МОУ СОШ 5 г Егорьевска Московской области ОТКРЫТЫЙ УРОК- презентация по литературе на тему: «Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» Выполнила Костюнина Л.В, учитель русского языка и литературы ЕГОРЬЕВСК

Цели и задачи урока Обучающие Обобщить знания по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Выявить идейно-художественные особенности романа Особенности сюжета и композиции Особенности системы образов Языковые особенности Вести работу над литературоведческими понятиями ( сюжет, композиция, образ) Обучить учеников работе по опорным схемам. Развивающие Развивать умение обобщать, делать выводы, излагать собственную точку зрения. Развивать речь учеников Развивать эстетический вкус у учащихся. Воспитывающие Воспитывать у учеников уважение к родному языку и национальной литературе и культуре. Воспитывать у учеников морально-нравственные чувства по отношению к себе и другим людям.

Александр Сергеевич Пушкин ( гг.)

«… Прими собранье пёстрых глав…» (Идейно-художественное своеобразие романа) ….В которых отразился век И современный человек. («Евгений Онегин» гл. 7) годы – период создания

Петр Александрович Плетнев ( гг.) ( ему А.С.Пушкин посвятил свой роман) Писатель, поэт, критик, друг Пушкина

Особенности жанра и композиции Роман в стихах («дьявольская разница»),т.е лиро- эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирике (лирические отступления). Жанр «свободного романа» во многом определяет композицию романа. Роман в стихах («дьявольская разница»),т.е лиро- эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирике (лирические отступления). Жанр «свободного романа» во многом определяет композицию романа. Экспозиция-1 глава Экспозиция-1 глава Завязка II сюжетной линии ( Онегин- Ленский)-2 глава Завязка II сюжетной линии ( Онегин- Ленский)-2 глава Завязка I сюжетной линии (Онегин-Татьяна) - 3 глава Завязка I сюжетной линии (Онегин-Татьяна) - 3 глава Развитие действия-4-5 главы Развитие действия-4-5 главы Кульминация и развязка II линии- дуэль Кульминация и развязка II линии- дуэль Развязка I сюжетной линии -глава 8 Развязка I сюжетной линии -глава 8 Основной принцип организации романа- симметрия( зеркальность) Основной принцип организации романа- симметрия( зеркальность)

1 особенность Особенности сюжета и любовного конфликта в романе Онегин-ТатьянаЛенский- Ольга Служит для развития основного конфликта Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина 2 особенность Образ автора-повествователя( лирические отступления) Спутник Онегина Антипод Ленского- поэта Защитник «Татьяны милой» 3 особенность Образ повествователя раздвигает границы конфликта- в роман входит русская жизнь того времени во всех её проявлениях

Система художественных образов романа Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет»Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «лишний человек»Идеал «русской души» «романтическое сознание» Герои объединяются автором = действующим лицом

Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Учёный малый, но педант… Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным, иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив! В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок, а порой Блистал послушною слезой! … Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих - Как он язвительно злословил, Какие сети им готовил!

Споры вокруг образа Евгения Онегина Онегин- «страдающий эгоист», Онегин- «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». и пошлость жизни». ( В.Г. Белинский) ( В.Г. Белинский) В Онегине есть сходство с В Онегине есть сходство с Обломовым, оба- порождение Обломовым, оба- порождение помещичье-крепостнического помещичье-крепостнического строя строя ( Н.А.Добролюбов) ( Н.А.Добролюбов)

Онегин- «Митрофанушка Онегин- «Митрофанушка новой формации.»(Д.И.Писарев) новой формации.»(Д.И.Писарев) Споры вокруг образа Евгения Онегина

Особенности языка романа. «Онегинская строфа»(14 строк= ) Кто б ни был ты, о мой читатель. Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Прости. Чего бы ты за мной Здесь ни искал в строфах небрежных, Воспоминаний ли мятежных, Отдохновенья ль от трудов, Живых картин, иль острых слов, Иль грамматических ошибок, Дай бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся, прости! а б а б с с д д е ж ж е г г - перекрестная -парная (смежная ) -кольцевая (опоясывающая) -куплет

Крылатые выражения в романе(афоризмы) Продолжите афоризм… Мы все учились понемногу,… Мы все учились понемногу,… чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть. чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас не мудрено блеснуть. Мы почитаем всех нулями, а … Мы почитаем всех нулями, а … единицами- себя. единицами- себя. Привычка свыше нам дана:… Привычка свыше нам дана:… замена счастию она. замена счастию она. Чем меньше женщину мы любим, тем… Чем меньше женщину мы любим, тем… легче нравимся мы ей. легче нравимся мы ей. Любви все возрасты покорны, … Любви все возрасты покорны, … её порывы благотворны её порывы благотворны

Я вас люблю ( к чему лукавить),… Я вас люблю ( к чему лукавить),… но я другому отдана, я буду век ему верна. но я другому отдана, я буду век ему верна. Я утром должен быть уверен, что… Я утром должен быть уверен, что… с вами днём увижусь я. с вами днём увижусь я. Обычай… Обычай… деспот меж людей. деспот меж людей. Быть можно дельным человеком и … Быть можно дельным человеком и … думать о красе ногтей. думать о красе ногтей. А счастье было так… А счастье было так… возможно, так близко. возможно, так близко. Иных уж нет, а… Иных уж нет, а… те далече. те далече.

Викторина по роману Какими строками начинается роман? Какими строками начинается роман? «Мой дядя самых честных правил, «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...»(внутренний монолог) когда не в шутку занемог...»(внутренний монолог) Сколько времени Онегин сидел с дядей? Сколько времени Онегин сидел с дядей? Но, прилетев в деревню дяди Но, прилетев в деревню дяди Его нашел уж на столе, Его нашел уж на столе, Как дань готовую к земле. Как дань готовую к земле. Какой новый порядок в деревне установил Онегин? Какой новый порядок в деревне установил Онегин? Ярём он барщины старинной Ярём он барщины старинной Оброком лёгким заменил Оброком лёгким заменил И раб судьбу благословил. И раб судьбу благословил. Отчество Татьяны Лариной. Отчество Татьяны Лариной. Надгробный памятник гласит: Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир. Под камнем сим вкушает мир.

О каких героях Пушкин говорит: О каких героях Пушкин говорит: Они сошлись. Волна и камень, Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Не столь различны меж собой. ( Но Ленский, не имев, конечно, ( Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, Охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно с Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть.) Знакомство покороче свесть.) На каком языке написано письмо Татьяны? На каком языке написано письмо Татьяны? ( я не могу понять. Но вот ( я не могу понять. Но вот неполный, слабый перевод..) неполный, слабый перевод..) Сколько лет было Онегину? Сколько лет было Онегину? (Дожив без цели, без трудов (Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…) до двадцати шести годов…)

Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне? Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне? (Ответа нет. Он вновь посланье, (Ответа нет. Он вновь посланье, Второму, третьему письму Второму, третьему письму Ответа нет…) Ответа нет…) С какими литературными героями Пушкин сравнивает Онегина. Назовите авторов этих героев? С какими литературными героями Пушкин сравнивает Онегина. Назовите авторов этих героев? (Но к жизни вовсе охладел. (Но к жизни вовсе охладел. Как Чайльд Гарольд, угрюмый, томный.. Как Чайльд Гарольд, угрюмый, томный.. Дж.Гордон Байрон «Паломничество Дж.Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда») Чайльд-Гарольда») (Он возвратился и попал, (Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Как Чацкий, с корабля на бал. А.С. Грибоедов «Горе от ума») А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Вставьте недостающее слово. Вставьте недостающее слово. Волшебный край! Там в стары годы, Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Сатиры смелый властелин, Блистал……., друг свободы.. Блистал……., друг свободы.. ( Д.И. Фонвизин.) ( Д.И. Фонвизин.)

Вставьте недостающее слово. Вставьте недостающее слово. И свет её с улыбкой встретил; И свет её с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Успех нас первый окрылил; Старик ….. нас заметил Старик ….. нас заметил И, в гроб сходя, благословил. И, в гроб сходя, благословил. ( Г.Р. Державин) ( Г.Р. Державин)

Идейно-художественное своеобразие романа Не просто роман, а роман в стихах (лиро- эпика)- «свободный роман» Не просто роман, а роман в стихах (лиро- эпика)- «свободный роман» Положил начало первому реалистическому роману в литературе 19 века. Положил начало первому реалистическому роману в литературе 19 века. Роман, «в котором отразился век и современный человек». Роман, «в котором отразился век и современный человек». Гибкая языковая форма- «Онегинская строфа» (4-стопный ямб) соединение литературной и разговорной речи. Гибкая языковая форма- «Онегинская строфа» (4-стопный ямб) соединение литературной и разговорной речи. Открытость романа. Открытость романа. Новый тип проблемного героя- «героя времени» Новый тип проблемного героя- «героя времени»

Используемая литература Литература. 9 кл. в 2 ч : учебник- хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова идр. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой- 5 изд. – М. : Дрофа, Литература. 9 кл. в 2 ч : учебник- хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова идр. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой- 5 изд. – М. : Дрофа, Золотарева И.В., Белолистных О.В., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, м.: «ВАКО», 2001 год Золотарева И.В., Белолистных О.В., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, м.: «ВАКО», 2001 год Золотарева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс 4-е изд. : ВАКО, 2005 год Золотарева И.В.,Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класс 4-е изд. : ВАКО, 2005 год Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы