Михаил Васильевич Ломоносов как символ российского патриотизма. Выполнили : Студент - Юрин Павел ( гр.140-206-4) Руководитель проекта – Рыльская В. Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Advertisements

Давайте вспомним времена Смуты, репрессий, Великую Отечественную войну, распад СССР. И это далеко не полный список. И все это наша страна преодолела достойно…Но.
Михаил Васильевич Ломоносов Подготовил ученик 9 А класса Тумпуров Игорь.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую.
Русская философская мысль VII-VIII века.. Ф. Прокопович ( ) Представитель «ученой дружины» Петра I, теоретически обосновывал реформы государства.
2«Великий сын Великой России» 3 Рисунок иллюстрирует закон сформулированный М.В. Ломоносовым. Закон сохранения массы вещества.
Педагогическая деятельность Ломоносова М.В. Учитель математики МОБУ «Солнечная СОШ»: Кулакова Наталья Александровна.
Михаил Васильевич Ломоносов ( ) «Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все прошел»… А.С.Пушкин.
Везде исследуйте всечасно что есть велико и прекрасно М.В. Ломоносов ( к 300-летию со дня рождения)
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/ года - 4/ года), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых.
Михаил Васильевич Ломоносов Ломоносов - ( г.)
Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье крестьянина-помора.
Михаил Васильевич Ломоносов « Он был великий человек..! Он один является самобытным сподвижником просвещения... Он, лучше сказать, сам был.
Ученик 11 класса Садовничий Е.А. Славный путь М.В. Ломоносова.
(1711 – 1765). « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Константин Дмитриевич Ушинский ( ) «УЧИТЕЛЬ РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ» -
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Учитель литературы Мещерякова Н.А. «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)
«Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский).
Транксрипт:

Михаил Васильевич Ломоносов как символ российского патриотизма. Выполнили : Студент - Юрин Павел ( гр ) Руководитель проекта – Рыльская В. Ю. ( преподаватель истории ) ОГОУ СПО « Ахтубинский губернский колледж » 2011

«Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он смотрит под углом её сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной» Н.В. Гоголь М. В. Ломоносов (1711 – 1765)

Актуальность темы : В современное время особенно важна тема патриотизма : в сознании молодежи все более явными становятся такие качества как прагматизм, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное уважение к истории отечественной культуры. Меня, представителя молодежи, заинтересовала личность Ломоносова как пример бескорыстного служения Отечеству, как символ российского патриотизма.

Михаил Васильевич Ломоносов не просто один из замечательных представителей русской культуры. Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке.

Решение проблемы : Я решил проследить идеи патриотизма в творчестве великого учёного по следующим направлениям : I.Поэзия – « похвальные » оды поэта. II.Исторические труды. III.Проекты реформирования России ( в первую очередь ) в области образования.

« Похвальные » оды Она, коснувшись облаков, Конца не зрит своей державы, Гремящей насыщена славы, Покоится среди лугов. В полях, исполненных плодами, Где Волга, Днепр, Нева и Дон, Своими чистыми струями Шумя, стадам наводят сон, Сдит и ноги простирает На степь, где Хину отделяет Пространная стена от нас; Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет, Возлегши локтем на Кавказ. «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1748 года» «Похвальная ода Императрицы Елизаветы Петровны 1759 года» Возри на плач осиротевших, Возри на слезы престаревших, Возри на кровь рабов твоих, Низвегни брань с концов земных.

Большой интерес представляет предложение Ломоносова увековечить великие деяния отечественной истории в живописных картинах. По поручению Екатерины II Ломоносов изложил в «Записке» 1764 г. 25 сюжетов для украшения комнат царского дворца. Среди них: «Основание христианства в России»; «Совет Владимиру от духовенства»; «Единоборство князя Мстислава с Редедей, князем косожским» и т.д. Отечественная история в живописных картинах :

Исторические труды Ломоносова : «Краткий Российский летописец» 1760 год «Древняя Российская история» 1766 год «О сохранении и размножении российского народа» 1761 год

Исторические взгляды Ломоносова : 1.В « Кратком летописце » Ломоносова древность славян простирается до « Троянской войны ». Акцентировалась идея древности российского народа, в противовес норманнской теории немецкой историографии ( Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер ). 2.Раннее принятие христианства связывалось Ломоносовым с « хождением » св. Апостола Андрея на Днепр и Волхов. Церковь российская « повсягодно воспоминает о приходе св. Андрея Первозванного на Днепр и в Новгород к славянам, где и крест от него поставлен ». 3. В противовес норманистам, начинавшим русскую историю с призвания варягов, Ломоносов начинал историю России многими веками раньше – с формирования самого народа. Он опирался на свидетельства античных историков и географов от Геродота (V век до н. э.) до Прокопия Кесарийского (VI век н. э.) и русских авторов и прежде всего Нестора. Возражая Миллеру, Ломоносов доказывает, что название « россияне » происходит от « роксалан » ( славян ) и что роксаланы перешли к побережью Балтийского моря, получив там название « варяги ». 4.Периодизацией российской истории закреплялась формула « русского пути ».

О сбережении народа : М.В. Ломоносов вскрыл в проекте «О сохранении и размножении российского народа» (1761) наиболее острые социальные проблемы, которые беспокоили его как гражданина. Он предлагал провести необходимые изменения в семейно-бытовой, политико-правовой и церковной сферах общественной жизни для того, чтобы избавиться от всего «вредного приумножению и сохранению народа». «Начало сего, – писал Ломоносов, – полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит главное величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». И сейчас мысли великого ученого звучат актуально: сохранение здоровья человека, демографическая политика и преобразование образования становятся приоритетными направлениями современного российского государства.

Проекты реформирования России в области науки и образования. « Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства » М. В. Ломоносов Учёные необходимы для развития горного дела, фабрик, торговли, сельского хозяйства, военного дела, для освоения Сибири и Северного морского пути и конечно для «исправления нравов».

У Ломоносова появилась мысль о создании университета в Москве, которую он постарался внушить И. И. Шувалову. Последний добился у императрицы согласия на создание Московского университета и двух гимназий при нём.

М.В. Ломоносов стремился к распространению в государстве «высоких наук», «чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножилась». Документы по регламентации среднего и высшего образования («Проект Регламента Московских гимназий, 1755 г.», «Проект Регламента академической гимназии, 1758 г.») основаны на принципах всесословности, гуманизма и народности. В « Регламенте » Ломоносов предлагает ввести в гимназиях « Российскую школу », т. е. цикл занятий, посвящённых изучению русского языка и русской истории.

Выводы по работе : Таким образом, патриотическая тема присутствует во всем творчестве великого помора: 1) в противопоставлении Востока и Запада в « похвальных одах » с акцентом на духовность и нравственность России; 2) в исторических трудах и « формуле » своеобразного пути России, соединяющей « сохранение и размножение народа российского » с самодержавной формой правления ( « просвещенной монархией » ) и очищенной от предрассудков православной верой ( « чистой верой » ); 3) в проектах реформирования образования, экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сфер жизни российского общества. На меня наибольшее впечатление произвела энциклопедичность Ломоносова, его широта интересов, его горячая заинтересованность в процветании России. «Отечеству подать довольство, честь, покой и просветить народ» - вот основной лозунг Ломоносова, ради которого по его словам «нам сносны все труды и не ужасны смерти».