ГБОУ Московский городской педагогический университет ГБОУ МЦ ЮВОУО ДО г. Москвы Слушатель курса группы РЯ – 63 «Методика эффективной подготовки учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 г.Магнитогорска Андриевская.
Advertisements

Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Служебные части речи.. Предлог. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов.
Значимые части речи. Служебные части речи. Междометия.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин. Она, петь, ему, русские, песни. Она, быть, верная, «подруга дней суровых», опальный, поэт. в, и, не, на, что с, а, к,
Горшкова Зоя Семеновна, Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением.
Урок русского языка в 7 классе.. ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким.
Урок русского языка. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт.
Урок русского языка в 7 классе. Учитель: Моисеенко Е.Д
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию. Учитель русского языка и литературы Пасичник Валентина Михайловна.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовиться к.
Части речи Знаменательные части речи Существительное Прилагательное Глагол Наречие Числительное Местоимение.
Слово Ох и слово Ах Заблудились в трёх соснах. И сказало Ох со вздохом: – Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово Ах: – Ах, как страшно в трёх соснах!
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Транксрипт:

ГБОУ Московский городской педагогический университет ГБОУ МЦ ЮВОУО ДО г. Москвы Слушатель курса группы РЯ – 63 «Методика эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку» учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории ГБОУ СОШ 918 Седыгина Ольга Анатольевна 2012 год

Задания по морфологии при подготовке к ЕГЭ : особенности и типичные ошибки при выполнении ( А11 и В2)

Краткий теоретический комментарий: Морфология –раздел грамматики, в котором слово изучается как часть речи.

Знания в области морфологии проверяются на ЕГЭ как на базовом уровне в первой части (А11), так и на повышенном уровне во второй части работы (В2)

Повторим известное: 1) Какие части речи называются самостоятельными? 2) Какие части речи являются служебными? 3) Какие части речи не входят ни в первую, ни во вторую группу?

Самостоятельные части речи: имя существительное (дом), имя прилагательное( кирпичный), имя числительное (семь), местоимение (он), глагол (читать), причастие(читающий), деепричастие (читая), наречие(красиво), категория состояния ((мне) холодно )

Служебные части речи: предлоги (производные (в течение) и непроизводные (в, по, за и т.д.) ), союзы (и, а, но, да, что и т.д.) частицы (не, ни, ли, же и т.д.)

Особую группу слов составляют междометия (Ух, ах, о, Боже мой!)

Сложности, возникающие при выполнении заданий по морфологии: 1) неверно квалифицируются особые формы глагола, производные предлоги, частицы 2)трудно распознаются краткие формы прилагательного, формы степеней сравнения 3) часто не различаются прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы

4) Не всегда верно разграничиваются подчинительные союзы ЕСЛИ,ЧТОБЫ,ЧТО, КАК,СЛОВНО,ТОЧНО,ТАК КАК, ХОТЯ и др. и союзные слова ЧТО,КТО,КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ, КОГДА, ОТКУДА и т.д., что часто влечет за собой ошибки при выполнении задания В2

Разберемся в прочитанном Примеры и анализ заданий на отработку умений, направленных на распознавание частей речи

1. Укажите деепричастия. (особые формы глагола) А. остановившийся Б. сначала В. улыбнувшись Г. читая 1) А,В 2) Б,В 3) В,Г 4) Б,Г

Правильный ответ : 3 Улыбнувшись – деепричастие от глагола совершенного вида (улыбнуться), спеша – деепричастие от глагола несовершенного вида (спешить). Остановившийся – причастие, сначала – наречие. Практически деепричастие узнаваемо по вопросам: что делая? что сделав?, а также по специфическим суффиксам-концовкам –в, -ши,-вшись, -я(сь), -а(сь) : утратив, вытрясши, рассмеявшись, бегая, смеясь, крича, стучась

2(В2)) Выпишите все частицы из текста: У нас в городе много мостов, которые по ночам разводятся. Время их разводки точно известно: есть расписание, которое вывешивается на специальной синей табличке при въезде на мост, однако о разводке забывают и она всегда оказывается некстати.

Мне нужно было попасть из центр в один из новых районов города, в северной его части, для чего следовало миновать Дворцовый мост. И вот как раз сейчас мост оказался разведенным.

Правильный ответ: вот, как раз Частица- служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слов( в отличие от союзов и предлогов). Вышеуказанные частицы являются смысловыми, вносят дополнительный оттенок указания и уточнения.

3(В2)) Выпишите все предлоги из данного предложения: Слушал эту чистенькую расторопную девчонку, а передо мной встали в памяти картины, виденные в течение войны.

Правильный ответ: передо, в, в течение. Передо и в – непроизводные предлоги (не образованные из самостоятельных частей речи), в течение –производный предлог, образованный путем перехода существительного с предлогом в служебную часть речи; а –сочинительный союз, мной и эту – личное и указательное местоимения

4(А11)) Укажите прилагательное: 1) по-новому 2) рад 3) мастерски 4) заведующий

Правильный ответ: 2 Рад (каков?)- краткое прилагательное, оно изменяется по родам и числам, в предложении обычно служит сказуемым. По-новому, мастерски( как?)- наречия, а заведующий (кто? что делающий?)- причастие или существительное ( в зависимости от контекста).

5(В2)) Выпишите наречие в сравнительной степени из данного предложения: Родственник отвечал: «…жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю.

Правильный ответ: крепче. Наречие в простой сравнительной степени, образованное от наречия меры крепко с помощью суффикса –е: крепко крепче

6(В2)) Из предложений 1-4 выпишите все союзы. 1. Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди-люди «комплексующие». 2.Слабаки. 3. Большая сила, напротив, великодушна. 4.Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла.

Правильный ответ: а, что. Союз а – сочинительный, противопоставляет друг другу части сложносочиненного предложения, союз что – подчинительный, служит для связи главной и придаточной частей в сложноподчиненной части предложения с разными видами связи Наиболее распространенная ошибка- наряду с союзами выписываются союзные слова. Союзное слово который из предложения 4 является членом предложения, несет на себе смысловую нагрузку, а значит, не может быть причислено к служебным частям речи, т.е. союзам

Морфология и системные связи между уровнями языка: Кроме заданий А11 и В2, знание морфологии на системном уровне должно присутствовать и при выполнении заданий А13, А 16, А17, А18 и А19, где проверяются орфографические навыки, связанные с правописанием различных частей речи.

Список литературы: 1) ЕГЭ Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. –М.: Национальное образование, ) ЕГЭ Русский язык: учебно-тренировочный комплект. Практикум по подготовке к ЕГЭ/ под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, ) ЕГЭ – Русский язык: учебно- тренировочный комплект. Инструментарий проверки экзаменационной работы/ под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, ) Козулина М. В. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2012

5)Козулина М. В.Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, ) Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку:9-11класс.-М.: Вербум-М, ) Русский язык: Энциклопедия/ Под ред. Ю. Н. Караулова.- М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», ) ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/ 9) 10)